Реформация

Наука

Искусство

В искусстве итальянского Ренессанса XIV в. ведущими были сиенская и флорентийская, в XV веке – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, а в XVI веке – римская и венецианская художественные школы. С конца XIV в. начинается расцвет ренессансной культуры во Флоренции, где власть переходит к дому банкиров Медичи. Крупнейший флорентийский скульптор Донателло (1386 - 1466) в статуе Давида подчеркивает юность героя, победившего Голиафа. Самый известный ученик Донателло – Андрей Вероккио (1436 - 1488), известный творением конного монумента кондотьер Коллеони.

Ведущая роль в живописи флорентийского XV века выпала на долю художника, известного под именем Мазанчо (1401 - 1428). На его фресках в церкви Санта Мария дель Кармине учились поколения художников. Сандро Боттичелли (1445 - 1510) знаменит картинами «Рождение Венеры» и «Весна». Огромную роль в становлении живописи Ренессанса сыграло учение о перспективе, благодаря которому возникает интерес к эстетике красоты.

Великий художник Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) стал известен истории благодаря полотнам «Поклонение волхвов» и «Тайная вечеря». Одно из самых совершенных творений Рафаэля (1483 - 1520) «Сикстинская мадонна». Великим художником Высокого Возрождения признан Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) за роспись Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Крупнейшими венецианскими художниками были Джорджоне (1477 - 1510), Тициан (1477 - 1576), Веронезе (1528 - 1588), Тинторетто (1518 - 1594).

Одним из ярких признаков заката искусства Ренессанса был маньеризм – направление в живописи и эстетике. Крупнейшим представителем маньеризма был нидерландский художник Иероним Босх (1460 - 1516) и Питер Брейгель Старший (1525 - 1569). Эстетика маньеризма проявлялось в экспрессивном творчестве немецких художников Альбрехта Дюрера (1471 - 1528), Матиаса Грюневальда (1475 - 1530), Гольбейна Младшего (1497 - 1543), Лукаса Кранаха (1472 - 1553) и французских живописцев Жана Фуке (1420 - 1481), Жана Клуэ (1485 - 1541), Жана Гужона (1510 - 1566), Жермена Пилона (1535 - 1590).

Симптомы заката культуры Ренессанса проявились и в гелиоцентрической системе Николая Коперника (1473 - 1543) и учении Джордано Бруно (1548 - 1600) о бесконечных мирах. Гелиоцентрическая модель Вселенной Коперника легко объясняла движения планет, которые он выстроил в новом порядке их удаления от Солнца – Меркурий, Венера, Земля и Луна, Марс, Юпитер, Сатурн. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был написан в 1542 г. и издан в год смерти автора.

Однако, в мировоззренческом отношении, система Коперника лишала человека места в центре эстетически созерцаемого космоса. Новая система мироздания, открыв перед человеком безграничное пространство и бесконечное время, стала менять привычную картину мира. Итальянский пантеизм XVI века стал выдвигать на первый план безличную, но одушевленную материю. Самую непротиворечивую форму безличностного пантеизма создал Джордано Бруно, которого казнили за отрицание личностного подхода к бытию.

Наука Ренессанса не столько познавала объективный мир, сколько искала разнообразные сходства между словами языка и вещами мира. Слова и вещи образовывали «единый текст» в Книге мира. Ученые Ренессанса считали, что мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке, для чего было необходимо прибегнуть к единству магии и эрудиции. Научные рассуждения «возрожденцев» представляли стройную логическую схему: знать – значит истолковывать, идя от видимости примета к тому, что высказывает о себя знак.

При всей слабости научной школы в эпоху Возрождения она вновь обращается к изучению природы, что было обусловлено развитием производства и науки: изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии. Развитие экспериментального естествознания расширяло человеческий кругозор.

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движение за реформу (преобразование) католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавил движение за Реформацию монах и доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который считал, что вера как внутреннее состояние человека даруется ему непосредственно от Бога. Лютер считал, что прийти к Богу можно без посредничества католического духовенства.

Он и его сторонники отказались вернуться в лоно католицизма и выразили протест на требование церкви отречься от своих взглядов. Тем самым, они положили начало протестантскому направлению в христианстве. Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. Живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) создал цикл гравюр «Апокалипсис», где он добился небывалой выразительности.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Пвингли (1484 - 1531), который провел церковную реформу в Цюрихе по упрощению церковных обрядов и богослужения. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, где движение возглавил Жан Кальвин (1509 - 1562). Он исходил из идеи об абсолютной предопределенности человека или к спасению, или к гибели, что необратимо и непостижимо. Реформация победила в Швейцарии к середине XVI века. Эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе.