Мировоззрение

Культура Возрождения и Реформации

Эпоха Возрождения (Ренессанс) XV - XVII вв. не имеет статуса эпохи, поскольку она занимает сравнительно небольшой отрезок исторического времени, именуемый Средними веками. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода от культуры Средневековья к культуре Нового времени.

Переход к культуре Нового Времени опосредован процессами Возрождения и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира. Возрождение знаменует собой светское направление культурных процессов, а Реформация – религиозное. Возрождение в Италии охватывает XIV-XVI вв., в странах Западной Европы XV-XVII вв.

Выделяют Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. Возрождение характеризуется усилением светских мотивов в европейской культуре. Более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. Все культурные движения Ренессанса проникнуты духом нового самоутверждения человека. Основные перемены в эти три века произошли в сфере искусства и литературы.

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира Мыслители эпохи верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Но, сотворив мир и человека, он дал ему свободную волю.

В мировоззрении эпохи происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь, но и телесная. Тело - это не «оковы души», которые обусловливают греховные помыслы и побуждения. Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные силы человека. Ранний Ренессанс на первый план в культуре выдвигает идею свободной человеческой индивидуальности, считая, что человек способен самообновляться в эстетической удовлетворенности красотой жизни.

С самоценностью тела связан распространенный в эпоху Возрождения культ красоты. Только в последующие века возникнут теории, которые будут выводить сущность человека из его морали. Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного (истинного) человеческого поведения. Вера и безграничные возможности человека, присущие этой эпохе, характеризуется новым уровнем самосознания человека. В данную эпоху появляется идея прометеизма – человек выступает со-творцом мира, сотрудником Бога.