Молодежная проблематика в СМИ.

Лекция 4.

Молодежь – это «особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности». Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.

Современная молодежь, по мнению академика Е.М.Бабосова, имеет следующие признаки:

·отсутствие собственного социального положения в обществе;

·включенность в молодёжные движения и группировки;

·незавершенность процесса формирования социальных качеств;

·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.

 

Социолог Н. Ю. Токова выделила этапы в исследовании молодёжной проблематики восточноевропейского региона, а так же и Беларуси:

– «критический» (70 – сер. 80-х гг. ХХ века);

– «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ века);

– «теоретический» (начало ХХI века).

Первый этап включает в себя изучение проблем молодежных движений, когда концепции запада осмысливались критически. Типичным являлось противопоставление молодежи разных идеологий, таких как капитализм и социализм.

На втором этапе исследования существовала переоценка контркультурных процессов в странах США и Западной Европы. Производился анализ причин актуальности молодёжных движений в СССР. Был изучен феномен «неформальных организаций», имели место разработка методик исследования субкультуры молодежи.

Современный этап можно охарактеризовать становлением методологии, самых главных направлений в изучении молодёжной субкультуры.