Долговечность судовой техники.

Все элементы судовой техники по долговечности можно разделить на три группы/14/:

- долговечные элементы,средний ресурс (срок службы) которых составляет не менее установленного технической документацией ресурса объекта до списания. К ним относят основные базовые элементы объектов: корпуса, станины, фундаментные раммы, блоки цилиндров и т.п., процессы изнашивания и старения которые проявляются незначительно. Показатели долговечности этой группы элементов регламентируют средний ресурс (средний срок службы) объекта в целом;

- недолговечные элементы, средний ресурс которых должен быть не ниже установленного технической документацией среднего ресурса объекта до капитального ремонта к ним можно отнести двигатели, компрессоры, передачи редукторов, валы и т.д. Показатели долговечности элементов второй группы регламентируют средний ресурс объектов до капитального ремонта;

- быстроизнашиваемые элементы,средний ресурс которых до списания обеспечивает работоспособность между плановыми ТО и текущими ремонтами к ним относят поршневые кольца, распылители форсунок, тормозные накладки, резинотехнические изделия, прокладки, подшипники скольжения и т.п. Показатели долговечности этих элементов регламентируют периодичность ТО и текущих ремонтов.

Нормы долговечности для судов и их элементов определяют по техническим и экономическим показателям из условий обеспечения безопасности их дальнейшего использования с учетом физического и морального износа. Показатели этих норм должны соответствовать реальному процессу физического и морального износа судов при их эксплуатации и обеспечить накопление средств для замены изношенных судов и их ремонта (табл. 2.1.)/2/

Срок службы корпуса и главных двигателей должен быть равен нормативному сроку службы судна; срок службы остальных элементов требующих замены, должен быть кратен нормативному сроку службы судна (без учета морального износа) оптимальный срок службы судна (без учета морального износа) определяют по минимуму совокупных затрат на его создание и эксплуатацию. Методика определения оптимального срока службы по физическому износу сводится к тому, чтобы затраты на постройку и эксплуатационные расходы за весь период эксплуатации, отнесенные к единице транспортной работы, были минимальными.



 


Вместе с тем с увеличением срока службы возрастают удельные расходы на его ТО и ремонт (кривая 3). Существуют другие составляющие удельных эксплутационных расходов (например, затраты на содержание экипажа, за траты на топливо), отнесенных к единице транспортной продукции. Эти расходы остаются практически постоянными (кривая 2). Суммирование кривых 1...3 дает кривую 4, как видно из графика, каждому сроку службы судна соответствует точка кривой 4, представляющая собой среднее значение удельных расходов. В начальный период эксплуатации они уменьшаются, достигая минимума, при Тел. opt; далее они возрастают.