Техники.
Виды технического обслуживания судовой
Виды технического обслуживания и ремонта.
Вид технического обслуживания и ремонта выделяют по одному из следующих признаков /4/: объёму и периодичности работ, условиям эксплуатации, этапу существования объектов и т.д. В основу классификации видов ТО и ремонта положен принцип деления всех работ в зависимости от их назначения:
по поддержанию заданного уровня технического состояния судна;
- по восстановлению частично или полностью утраченной в процессе эксплуатации их работоспособности.
К первой категорииотносятся работы, направленные на предупреждение отказов и поддержание технических средств судна в работоспособном состоянии, которые, как правило, носят профилактический характер (проверка, регулировка, промывка, очистка, окраска, замена быстро изнашивающихся деталей и т.д.); затраты на их выполнение составляют издержки сохранения и относятся на эксплуатационные расходы. Ко второй- работы по обновлению технических средств и конструкций судна, то есть полная или частичная замена изношенных элементов: деталей, узлов и конструкций. Затраты на их выполнение составляют издержки возмещения и финансируются за счёт той части амортизационных отчислений, которая предназначена для возмещения затрат по капитальному ремонту элементов судна.
Критериями для разграничения всей совокупности работ на ТО и Р для судна в целом являются характер и содержание этих работ, а также необходимость вывода судна из эксплуатации для их выполнения . Исходя из этих критериев, ТО судна можно определить как комплекс работ, включающих осмотры, ревизии с частичной и полной разборкой элементов судна, обеспечивающих поддержание заданного уровня их технического состояния и выполняемых, как правило, судовыми экипажами, ремонтными бригадами баз технического обслуживания флота или цехами межрейсового ремонта (ЦМР)судоремонтного завода без вывода судна из эксплуатации. Исключение составляют традиционные работы по ТО элементов судна (котло- и мотоочистки, предъявление технических средств к освидетельствованию Регистром морского судоходства РФ, зачистка ёмкостей и др.), выполняемые в период ремонта силами судовых экипажей, ремонтных бригад и БТОФ и не входящие в сметную трудоёмкость заводского ремонта. При выполнении ТО устанавливают техническое состояние элементов судна путём осмотров, обмера деталей, определения зазоров, измерений различных характеристик технических средств; производят удаление различных эксплуатационных отложений (соли, нагары, накипи, загрязнения, обрастания); восстанавливают защитные покрытия; регулируют механизмы, аппараты и средства автоматики.
Как ТО, так и ремонт по причинам возникновения работ
подразделяют на плановые и неплановые; Плановые ТО и ремонт предусматривают систематическое выполнение работ, потребность в которых вызвана эксплуатационными отложениями, естественным износом и старением. Эти работы проводят в сроки, установленные нормативной документацией с целью максимально возможного предотвращения отказов. Неплановое ТО и ремонт выполняют в случае нарушения работоспособности объекта, устранения последствий отказов и проводят без предварительного назначения.
Следует подчеркнуть, что систему ТО и ремонта (отметим - систему)необходимо рассматривать целиком, выделение какой-либо части системы - ТО или ремонта, без учёта взаимного влияния методически неверно.
Под видом технического обслуживания понимают ТО, выделяемое по одному из признаков: состоянию эксплуатации, причинам возникновения работ, периодичности.
Классификация методов поддержания и восстановления исправности судовой техники приведена на рисунке 7.
По причинам возникновения потребностей в работах ТО подразделяют на плановые и неплановые, (см. рис 7)
Рис.7 Классификация методов поддержания и восстановления судов и их элементов
Плановое ТО предусматривает систематическое выполнение работ, потребность в которых вызвана эксплуатационными отложениями, различными видами изнашивания и старения. Оно проводится в плановом порядке в сроки, установленные нормативно-технической
документацией с целью предотвращения появления отказов.
Неплановое ТОпроводят после нарушения работоспособности объекта. Этот вид ТО является наиболее сложным, так как работы по устранению отказов, как правило, являются неотложными, проводятся в любых, иногда аварийных, ситуациях, требуют от исполнителя оперативного анализа причин отказов, выбора технологии работ по устранению причин последствий отказов. Объём непланового ТО составляет 10-30% суммарной трудоёмкости судна в целом и зависит от надёжности судовой техники, качества и своевременности выполнения плановых видов ТО /2/.
Все виды ТО, в зависимости от нормативов, заложенных в учётной документации судна, могут быть объединены в определённые комплексы. В этом случае ТО номеруют в порядке возрастания периодичности и объёма работ, например ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4 и т.д.
ТО-1 представляет собой комплекс работ наименьшего объёма, каждый последующий номер ТО - более обширный комплекс, обычно включающий и работы предыдущей группы. В зависимости от исполнителей работ различают следующие пять видов технического обслуживания:
1- судовым экипажем;
2- береговыми рабочими бригадами, направляемыми в рейс;
- БТОФ, СРЗ;
3- электрорадионавигационными камерами;
4- станциями подводного технического обслуживания;
5 - отрядами АСПТР, как правило, во время стоянок судов в портах приписки.
Перечисленные виды ТО различают по организации и технологии работ, технической оснащённости и производительности труда исполнителей, срокам и стоимости выполнения работ.