Толпа и публика. Поведение толпы

Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Для более глубокого понимания того воздействия, которое может оказывать коллективное поведение на жизнь человека. Рассмотрим подробнее некоторые из этих форм, а именно слухи, моду, панику.

 

Слухи — это с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу. Обычно мы считаем, что слухи содержат ложную информацию, и во многих случаях это верно. Однако слухи могут и соответствовать истине, или по крайне мере, содержать ее крупицу. Как правило, слухи возникают, когда люди не доверяют официальным СМИ. Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно. Слухи одновременно являются и самостоятельной формой коллективного поведения, и важным элементом в большинстве других форм.

В последние годы ряд необоснованных слухов нанес ущерб сбыту продукции некоторых крупнейших транснациональных корпораций. Например, компании «McDonalds» пришлось бороться со слухами о том, что при изготовлении гамбургеров в фарш добавляют дождевых червей. А корпорация «Procter & Gamble» была вынуждена снять с продукции свою торговую марку, изображавшую полумесяц и звезды. Руководство так и не смогло опровергнуть слухи о том, что этот символ связан с культом поклонения дьяволу. Если говорить о международной политике, то пожалуй, наиболее долгоиграющим оказался слух (скорее даже, миф) о жидомасонском заговоре.

Мода - нравы или предпочтения, которые сохраняются в течении короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода находит как стили одежды, музыка, дизайн жилища. Мода редко касается глубинных тенденций в политике или экономике, однако способна некоторым образом структурировать общество.

Паника - это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки вызываемые наличием какой-то непосредственной угрозы, либо уверенностью в ее неизбежности. Паника может возникнуть от одного крика «пожар». Она имеет коллективный характер, так как чувство страха возрастает при взаимодействии с другими людьми. Этот феномен пытался объяснить французский социальный психолог Г. Лебон, автор «теории заражения». Согласно этой теории, для любой толпы характерны три механизма: имитация (стремление одного делать то же, что и все); внушаемость (состояние, в котором люди более восприимчивы к идеям, исходящим от других); цепная реакция (процесс, в результате которого эмоции и действия моментально передаются остальным). Отчетливее всего действие этих механизмов заметно при панике, так как страх является одной из наиболее фундаментальных человеческих эмоций, инстинктом.

Толпа - временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в непосредственной пространственной близости. Толпа — одна из наиболее распространенных и изученных форм коллективного поведения. Поскольку понятие толпы охватывает широкий диапазон форм поведения, американский социолог Георг Блумер различает четыре разновидности толпы:

• случайная толпа - собрание людей, не имеющих между собой практически ничего общего, за исключением того, что они являются частью одного и того же явления (например, ждут транспорт на остановке)

• конвенциональная толпа - группа людей, собравшихся вместе с одной конкретной целью и обычно соблюдающих определенные правила, например, болельщики на футболе или зрители на концерте

• экспрессивная толпа — совокупность людей, собравшихся вместе для получения морального удовлетворения (молитва в церкви или рок- фестиваль)

• активная толпа — возбужденное, восприимчивое собрание людей, склонных к бунту, грабежу или иным формам агрессии[197].

Для любой разновидности толпы характерно такое явление как деперсонализация. Это своеобразное психологическое состояние, для которого характерно пониженная степень самосознания. В такой ситуации люди перестают ощущать влияние сдерживающих факторов, которые в среде знакомых или сотрудников не позволяют им совершать социально неодобряемые поступки. Чувство собственной индивидуальности и неповторимости исчезает по мере того, как индивиды все свое внимание отдают толпе и ее деятельности.

Публика - специфический вид толпы, появившийся в 20 веке с развитием средств массовой информации. От обычной толпы публика отличается тем, что является разобщенной. Все характерные признаки толпы в публике остаются, но для преобразования в публику людям необязательно собираться на одной площади, они могут просто сидеть дома у телевизоров.

Усиление масс-медиа вызвало изменения, причем очень существенные в самом общественном мнении. Толпа превратилась в публику. И стали меняться способы влияния на нее и проявления ее (публики) активности. Эту тенденцию подметил уже в конце 19 века французский психолог и социолог Габриэль Тард. Но наиболее четко и подробно процесс превращения толпы в публику и специфические свойства последней описал в своей книге «Век толп: исторический трактат по психологии масс» (М.,1996) С. Московичи.

Большое место в своей работе автор уделяет механизмам массового влияния, пропаганде. Он считает, что влияние СМИ на публику исключительно велико. Масс-медиа невероятно расширили возможности манипулирования общественным мнением. Если раньше для согласования или иллюзии согласования чего-либо с мнением народа необходимо было собирать многотысячные толпы на улицах, то теперь достаточно лишь определенным образом осветить это событие в СМИ. Причем теперь стало гораздо проще лгать народу о таких масштабных событиях - толком их уже никто не видит. «Пресса быстро научила, как массифицировать человека. Она сумела найти его, когда он один, дома, на работе. С тех пор радио и телевидение пошли дальше. Они приносят ему домой, воссоздают специально для него в четырех стенах то, зачем ему раньше надо было идти в кафе, в клуб, на площадь. Они используют гипноз в огромном масштабе»[198]. Действительно, СМИ могут информировать и внушать что-то гораздо большему количеству народа, чем это могли слухи в прежние времена. И, естественно, люди 20 столетия гораздо больше доверяют газетам, радио и телевидению, чем их предки - разным путешественникам и торговцам, от которых они узнавали почти все новости.

Еще одно последствие превращения толпы в публику – разобщенность общественного мнения. Это явление тоже великолепно описано в книге «Век толп». «С момента своего появления пресса, а теперь к ним добавились еще радио и, особенно, телевидение стремилась сделать все более редкими случаи встреч и дискуссий. Она уводит людей от общественной жизни к частной. Она прогоняет их из мест массового взаимодействия в закрытые помещения домов. Она разгоняет собрания частного характера: клубы, кружки, салоны и оставляет только тех людей, которые готовы раствориться в массе, обрабатывающей их на свой манер. Только затем пресса объединяет их вокруг себя по своему подобию. Сделав невозможными личные и спорные случаи взаимодействия, она заменяет их спектаклем фиктивных полемик и иллюзией единства мнений»[199].