Длительное - кратковременное.

Добровольное - навязанное

Качественное - количественное

Прогрессивное - регрессивное

Целенаправленное - нецеленаправленное

Стихийное - сознательное

Эволюционное - революционное

ВИДЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Чтобы не перескакивать от автора к автору, возвращаясь снова к нашему прежнему автору, начну данный фрагмент лекции с той же В.Г. Харчевой. А затем представим точки зрения по данному вопросу других исследователей.

Она пишет, что изменения могут происходить на различных уровнях и иметь разный характер и масштаб. Их можно представить в виде дихотомических типов:

(См. цит. Соч. стр. 249).

Автор главы «Социальные изменения и социальная стабильность» учебника «Социология», авторы Г.В. Осипов, Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. (М., 1995), Л.Н.Москвичев называют четыре вида социальных изменений. Они выделяются по тому, какие элементы подвержены перемене (трансформации).

Это (1) структурные социальные изменения (скажем, семья: полигамия, моногамия и т.д., в структуре социальной группы, власти ценностей и т.д.);

(2) изменения, затрагивающие социальные процессы (процессуальные изменения). Это изменения в сфере взаимодействий между различными организациями и т.д.;

(3) функциональные социальные изменения (скажем, изменение функций законодательной или исполнительной власти в России, в процессе политической реформы или модернизации);

(4) мотивационные социальные изменения (изменения в сфере мотиваций индивидуальной, коллективной, групповой деятельности. Переход к рыночной экономике существенно меняет мотивационную сферу большого числа населения).

Разумеется, что эти виды социальных изменений взаимосвязаны между собой. Однако, с точки зрения познания – они могут и должны изучаться… и каждый в отдельности.

В заключении представим ещё одну типологию (видов), видов социальных изменений. Это типология, принадлежащая таким авторам как Аберкромби, Хилл, Тернер. Они называют следующие типы или виды социальных изменений:

(1) по уровню анализа: «макро» и «микро» - изменения;

(2) по различию факторов, вызывающих изменения: внутренние и внешние (в отношении к какому – либо институту, социальной группе);

(3) с точки зрения причин социального изменения (классовый конфликт, технологическая инновация и т.д.);

(4) на основании движущих сил изменения (новаторские элиты, девианты, рабочий класс);

(5) с точки зрения характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение существующей социальной системы).

В добавление следует сказать, что во всех приведенных типологиях социальных изменений почти ничего не говорится о таком виде изменения, как развитие. Хотя, скажем, В.Г. Харчева и называет пару таких видов изменений, как прогрессивное – регрессивное(здесь прогрессивное изменение можно понимать, видимо, как развитие ), однако, понятие «развитие» (социальное) она не называет. Более того, начиная раздел книги, посвященной социальным изменениям, предваряет дальнейшие рассуждения замечанием, что, якобы, было бы некорректно употреблять здесь понятие «развитие». Да! Если этим последним заменить (подменить) понятие «изменение». Однако, если под развитием понимать определенный тип или вид изменения, выделенный по такому основанию, как направленность (вектор) изменения, то было бы неправильно обойти это понятие.

Дело в том, что изменения по вектору могут быть восходящими, устремленными вперед, скажем, укрепляющие систему, прогрессивными (прогрессивная фаза) или нисходящими, попятными, разрушающими социальную систему – регрессивные изменения (регрессивная фаза).

Развитие – один из важнейших с точки зрения общества как социальной системы вид социальных изменений, какой бы пессимизм не навязывался нам. Вот как определяется развитие в «Российской социологической энциклопедии»: «…3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого» (Стр. 433).

Представляется, что с таким определением понятия «развитие» можно согласиться. Как таковое, оно вполне применимо к социальной жизни людей (социальным системам, явлениям и процессам).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Социальные изменения и идея общественного прогресса (представлен материал из «Философского энциклопедического словаря», стр. 534 – 535).

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие «прогресс» соотносительно с понятием «регресса».

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было число оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально – экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история -- простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического процесса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был отмечен прогресс в сфере научного познания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Просветительские теории прогресса обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем, уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романическая историография нач. XIX в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной, органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако, этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архичных отношений. Наиболее глубокую в домарксовой мысли трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы». Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание Бога в истории.

Марксистско – ленинская концепция прогресса характеризуется диалектико – материалистическим подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия прогресса. К. Маркс подчеркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 736). «…Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин В.И., ПСС, т. 30, с.6). Прогресс не есть какая – то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие «прогресс» имеет смысл применительно к определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.12, с. 732).

Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально – исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производственных сил. Поэтому В.И.Ленин считал интересы развития производительных «…высшим критерием общественного прогресса…» (ПСС, т. 16, с. 220).

Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладевания обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда и степень освобождения людей из – под гнета стихийных общественных сил, социально – политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первообщинная рабовладельческая феодальная, коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.

Однако, процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.

Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения трудящихся, отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях ХХ в., прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распространение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многочисленные глобальные проблемы современной цивилизации - экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и др.. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, напр., искусству.

Возникнув на почве социальной истории, понятие прогресс было в XIX в. перенесено и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса неприменимо ко Вселенной в целом, т.к. здесь отсутствует однозначно определенное направление развития, и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.

Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность. Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996.

Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.