Структура личности

 

Личность – это сложное многоплановое, многогранное социальное явление. Поэтому важной стороной личности является ее структура – система тесно связанных друг с другом взаимодействующих элементов, образующих личность как органическую целостность.

Вот некоторые авторские соображения на этот счет. Мэй Хили (США) называет 6 важных элементов личностной системы человека:

1) свой образ себя;

2) другие люди (их образ) – они присутствуют в нас;

3) свое существо (своя суть);

4) свое “Я” (психическая инстанция, отвечающая за процесс принятия решений;

5) своя восприимчивость (реагирование на происходящее);

6) свое тело (оно служит источником наших сил)[141].

Представим структуру личности по З. Фрейду. Графически она смотрится таким образом.

 
 

 


Суперэго (Сверх – Я)

 

Эго - Я

 
 

 


Ид – оно

 

 

Ид (оно) – это инстинкты.

Супер – эго – это совокупность моральных устоев общества. Это своего рода внутренний цензор.

Эго – посредник, который пытается реализовать инстинкты в конкретной, реальной общественной ситуации.

Эго раздирается постоянными конфликтами между инстинктами и запретами (присущими общественной морали). Оно, Эго, пытается всячески контролировать инстинкты (Ид), согласовывать их с общественной моралью. Социальное чувство, по Фрейду, - это несексуальный вариант эмоциональных отношений между членами группы (скажем, дружба – это превращенная форма сексуальности).

Фрейд так определяет человека: это – окультуренное благодаря супер – Эго и обуздываемое деятельностью Эго животное.

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову).

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, память, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических свойств Скорость протекания нервных процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальный практически отсутствует)

 

Отечественный социолог Е. А. Ануфриев к элементам личности относит также ее системные характеристики:

1) способ осуществления в деятельности социальных качеств (образ жизни, труд, общественно – политическая, культурно – познавательная деятельность);

2) потребности личности;

3) способность к творческой деятельности, знания, навыки;

4) степень обладания культурными ценностями;

5) нравственные нормы и принципы;

6) убеждения

Главным, основным, однако, элементом структуры личности является самосознание человека. Об этом говорят большинство исследователей, занимающихся проблемами личности, ее структуры и формирования. Самосознание (понятие, а точнее, термин был употреблен еще в древнеиндийском эпосе (IX век до н.э.)) – это субстанциональная основа “Я” человека. Она проявляется в способности человека к рефлексии. В “Российской социологической энциклопедии” самосознание определяется как “… осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений”[142].

Сущность самосознания заключается в том, что человек (в отличие от животного), рефлексируя, выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как автономное существо и субъект взаимодействия с другими, иными (отличными от него) существами. Самосознание человека, так же, как и его сознание в целом, формируется в процессе его взаимодействия с другими людьми. Самосознание – это способность человека посмотреть на себя глазами других, посмотреть на себя со стороны и дать себе оценку.

В целом процесс формирования личности сводится к формированию данной способности, т.е. самосознания, которое, конечно же, не сводится только к способности посмотреть на себя со стороны, глазами другого. Оно, самосознание, связано и с оценкой человеком себя, контролем над собой и другими свойствами личности.

“Самосознание в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно – необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отображается своеобразная история индивидуальности.

Самосознание – это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении самосознания. Самопознание – исходный момент и основа существования самосознания, его результат – знание индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании самосознания – в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно – волевой сферы самосознания. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т.д. самооценка - динамичный результат процессов самосознания. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ей психические свойства, нравственные ценности, отношения и т.д. однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы прогноза, экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке – существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности.

Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень – управление поведенческим актом на всех этапах его развертывания. Второй – действие самоконтроля, т.е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в неопределенном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный “отчет” личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включить дополнительные условия, актуализировать потенциальные резервы личности”[143].

Самосознание можно рассматривать как критерий сформированности личности: личность сложилась, если ее самосознание сформировалось; она, личность, настолько сформировалась, насколько сформировалось ее самосознание.

Хотя, конечно, как говорилось, самосознание, проявляющееся в “Я” человека, - это не вся личность. Самосознание – один из элементов структуры личности, ядро личности.

3. Становление личности (социализация индивида)

Личностью не рождаются, личностью становятся. Это – одно из основополагающих положений современной науки о человеке как социальном существе, о личности. Процесс становления личности – это социальный процесс превращения человеческого индивида (посредством социализации) в социальное существо. Сущность этого процесса – в усвоении индивидом культуры того общества, в котором он родился и живет, в обучении культуре, правилам поведения, характерным для данной культуры. Поскольку индивид, чтобы стать личностью, должен впитать в себя весьма обширный многообразный комплекс культурных норм и правил поведения (впитать в себя и научиться жить в соответствии с ними), под социализацией следует понимать скорее процесс освоения социальных норм и ролей, характерных для данного общества, а не просто процесс обучения. Тем более, что социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается до глубокой старости.

Итак, становление (формирование личности) осуществляется в процессе социализации индивида (соответственно, социализация индивида – это процесс становления его как социального существа, то есть становление его личности).

Приведем некоторые определения понятия “социализация”.

1) “Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм”[144].

2) “Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности”[145].

3) “… социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей”[146].

4) “Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни”[147].

5) “ Социализация – способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям”[148].

После того как были даны некоторые определения социализации, целесообразно дать некоторые теории социализации как процесса становления (формирования) личности. Они были предложены известными исследователями личности. Это – Кули и Мид, Фрейд и Пиаже, Колберг и Эриксон. Представим эти теории в версии Н. Смелзера.