Тема 14. Личность. Социализация индивида

Социология-это не только наука об обществе как таковом, наука о социальном. Это и наука о человеке, человеке как общественном и социальном существе; наука о человеке, живущем среди себе подобных, взаимодействующем с такими же, как он сам. Исходя из этого, тему “личность” следует рассмотреть как одну из наиболее значимых в курсе “Общая социология”. Кстати, такую же значимость проблемы личности (личность и общество, становление личности, личность как субъект общественных отношений и др.) имеют и в социологии как науке, отрасли научного знания.

При этом личность-предмет междисциплинарного, более того, общедисциплинарного исследования. Социология-это лишь одна из наук, которые изучаются исследованием того, что принято называть личностью. Правда, здесь следует отметить, что социология среди наук, изучающих личность, занимает одно из центральных, ведущих мест. Ведь личность-это человек, взятый в его социальном качестве. А главной наукой, изучающей социальное, как раз и является социология.

Кроме социологии, “личностная проблематика” изучается такими науками как психология (одна из центральных наук такого рода), социальная психология, этика (наука о нравственности), педагогика, культурология. Важное место “личностная проблематика” занимает в философских изысканиях.

Приоритетными в социологической науке являются такие проблемы как личность и общество, личность-продукт общественного развития (филогенез и онтогенез), личность как объект и субъект общественных отношений, становление личности (социализация индивида), автономность личности и ее активное отношение к обществу и самой себе, типовые социальные характеристики личности.

Целью данной лекции является социологическое рассмотрение некоторых из вопросов, связанных с понятием личности, процессом ее формирования, а также взаимоотношений с обществом.

План:

1) Понятие “личность” и его определение (социологический аспект).

2) Структура личности.

3) Становление личности (социализация индивида).

4) Социальные типы личности.

 

Двух основных констант: социальный статус и социальная роль (Дюркгейм, Вебер, Шабутани, Парсонс).

Социальный статус - соотносительное положение (позиция) человеческого индивида в обществе (социальной системе). Индивид занимает в обществе одновременно несколько позиций. Дело в том, что общество-это многоплановое, многоуровневое, полифункциональное образование. Да и сам человек-существо не одномерное, а весьма сложное, находящееся одновременно во взаимодействии с множеством других людей: он – и гражданин, и семьянин, и работник, и учащийся, и, скажем, русский и т. д.

Существуют такие разновидности статуса:

1) главный (генеральный) статус;

2) предписываемые статусы;

3) приобретаемые;

4) естественные;

5) профессионально-должностные и т.д.

Социальная роль. Содержание социальной роли составляет совокупность требований, предъявляемых обществом к индивиду. Социальная роль-это то, что должен выполнять человек в соответствии со своим статусом. Дело в том, что в соответствии со своим статусом человек наделяется, с одной стороны, особыми правами, а с другой - должен (призван) выполнять разного рода предписанные ему обязанности (функции). И. Кон так определяет социальную роль: “Это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе”. В книге “Человек. Цивилизация. Общество” П. Сорокин заявляет, что “роль может быть социальной лишь при наличии социальной матрицы”.

Много статусов – много ролей. Каждый человек выполняет (играет) в обществе множество социально значимых ролей. Для обозначения последнего явления используют понятие “ролевой набор”. “Ролевой набор” – ключевой термин при определении личности в рамках данной теории личности. Личность – это набор тех ролей, которые человек играет в обществе. Разумеется, важной характеристикой личности является то, как социальные роли проигрываются (выполняются) человеком. Дело в том, что существуют разные виды исполнения людьми своих социальных обязанностей или ролей. Например, можно говорить о консенсуальном и конфликтном выполнении людьми тех ролей (обязанностей), которые они должны выполнять в соответствии с занимаемыми ими социальными статусами. При конфликтном варианте исполнения ролей общество применяет по отношению к индивиду соответствующие санкции – наказания. Если социальные роли человек выполняет в соответствии с существующими в обществе нормами, то общество также применяет по отношению к данному человеку санкции – правда, при этом санкции поощрительного характера.

Не случайно, видимо, личность, ее богатство и особенности, своеобразие и жизнь ассоциируются с ролями, игрой, а сама жизнь – с театром и его сценой. Шекспир в пьесе “Как вам это нравится” пишет:

Весь мир театр,

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той:

Младенец, школьник. Юноша, любовник

Солдат, судья, старик.

Близкой к ролевой теории является концепция личности – она, правда, была только заявлена и вовсе не обоснована ее автором - которую предложил Маркс. Он рассматривал в качестве сущности человека не некий абстракт, присущий индивиду, а всю ту совокупность общественных отношений, которые имеют место в обществе, в котором живет данный индивид. Если сущностное в человеке понимать как личностное (социальное), то личность в соответствии с марксистской теорией - это совокупность всех тех отношений (социальных ролей), в которые человек может вступить (и вступает), имеющих место в обществе, в котором человек живет и развивается.

Теперь перейдем от теории личности к самому понятию личности и тем определениям данного понятия, которые имеют в научной литературе.

Несколько слов о соотношении данного понятия со смежными ему понятиями: человек, индивид, индивидуальность. Представим это соотношение графически. На схеме показана логика понятийного ряда: человек, человеческий индивид, личность, индивидуальность.

 
 

 

 


человек

человеческий индивид

индивидуальность

 
 


личность

 

В этой связи хотелось бы заметить: личность – это не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что объединяет одного человека с другим. Ведь личность – продукт общества, а оно старается сформировать человека под себя. Причем любого человека. Разумеется, не нивелируя индивидуальность.

Что касается самого определения “личность” и его происхождения: возможно, данный термин произошел от “личина” (латинское) – маска актера; лицо, обращенное к аудитории, зрителям.

Приведем одно из ранних определений личности: “Личность – внешнее проявление индивидуальности. То есть личность – это то, как человек воспринимается окружающими, и как он на них воздействует”.

Обратим внимание, что в большинстве ранних определений личности подчеркивалось, что она, личность человека, - это комплекс каких- то черт человека, характерных для него свойств и особенностей. Теперь же обращается внимание на активность, уникальность личности.

Приведем другие определения личности. Дж. Гилфорд: “Личность индивида…представляет собой уникальный набор его свойств”.

И. Сорнофф (1962): “… личность – совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других”.

Е. Богман, Г. Уэлш (1964): “Личность – это гипотетическая конструкция: личность потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида; комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих – свойств, потребностей, я, Эго, Суперэго и т.д.”

Д. Бирн (1966): “Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению”.

Эффениев: “Личность – это единичный человек, как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни”. И далее: “Это – любой человек, рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; индивидуальность присуща каждой личности”.

Г. В. Осипов: “Личность – определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых (и мы добавили: социогенных) черт и социальных отношений данного общества”.

А. А. и А. К. Радугины: “Личность – продукт исторического развития, результат впечатления индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения”.

Приведем, наконец, определение личности из “Философской энциклопедии”[140]. Оно является, как нам представляется, наиболее социологическим (хотя и приводится в философской энциклопедии) и наиболее адекватным содержанию данного понятия. “Личность, - говорится здесь, - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно – историческими условиями жизни общества”. В этом определении обращается внимание на то, что личность – это:

1) человеческий индивид;

2) продукт общественного развития;

3) субъект труда, общения и познания;

4) детермированное конкретно - историческими условиями человеческое существо.

Личность в данной трактовке – это и продукт общества, и субъект его, не абстрактное понятие (существо), а существо конкретно – историческое.