Порядок обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок

 

Жалоба на решение по акту проверки подается в письменной форме. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

Решение по акту налоговой проверки может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные главой 11 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. в течение 1 месяца со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав).

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решения налогового орга­на или действий (бездействия) его должностных лиц.

Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет основания полагать, что обжа­луемые решение налогового органа или действия (бездействие) его должностного лица не со­ответствуют законодательству, указанный орган вправе полностью или частично приостано­вить исполнение обжалуемых решения или действий (бездействия). Решение о приостанов­лении исполнения обжалуемых решения или действий (бездействия) принимается руководи­телем налогового органа, в связи с чем вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение 3 рабочих дней с даты регистрации полученной жалобы письменно либо те­лефонограммой извещает инспекцию МНС, вынесшую решение, об обжаловании решения.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу не позднее одного месяца со дня ее получения и принять одно из следующих решений:

- удовлетворить жалобу;

- оставить жалобу без удовлетворения;

- продлить до 3 месяцев срок рассмотрения жалобы с назначением дополнительной про­верки;

- отменить решение налогового органа;

- изменить решение налогового органа или вынести новое решение.

Решение по акту выездной проверки может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные пунктом 30 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансо­во-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (т.е. в течение 5 рабочих дней со дня получения решения по акту). Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение решения.

Должностное лицо вышестоящего налогового органа обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений:

- оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

- отменить решение полностью или частично;

- отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).

Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются. В этом случае плательщик (иное обязанное лицо) в 30-дневный срок уведомляется об отказе в рассмотрении жалобы
и о прекращении дальнейшей переписки со стороны налоговых органов по данному вопросу.

Решение по жалобе в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется выше­стоящим налоговым органом плательщику (иному обязанному лицу) и инспекции МНС, реше­ние которой обжаловалось плательщиком (иным обязанным лицом), либо оба экземпляра реше­ния направляются инспекции МНС с поручением о вручении одного из экземпляров решения плательщику (иному обязанному лицу) и осуществлении контроля за его исполнением.

В случае отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения по акту проверки в полном объеме и отсутствия у инспекции МНС основания для опротестования решения в установленном законодательством порядке руководитель налогового органа на лицевой стороне поступившего решения собственноручно учиняет запись: « Отделу учета и приема налоговых расчетов. К уменьшению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, примененных к плательщику (иному обязанному лицу) по решению (дата и номер).

В течение 15 рабочих дней с даты получения решения инспекции МНС или хозяйственно­го суда плательщик (иное обязанное лицо) обязан письменно информировать соответствую­щую инспекцию МНС о выполнении всех требований, внесенных проверяющим по результатам проверки.