Вторые вопросы

Первые вопросы

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»

(I КУРС 1 СЕМЕСТР)

 

 

1. Особенности музыкальной культуры Древнего мира (Египет, Междуречье, Палестина, Сирия).

2. Характеристика музыкальной культуры Античности.

3. В чем суть реформы и историческая роль папы Григория I.

4. Особенности христианской музыки Византии.

5. Музыкальная культура средневекового замка (трубадуры, труверы, миннезингеры).

6. Пути развития многоголосия в средние века. Школа Нотр-Дам и искусство Ars nova во Франции.

7. Музыкальная культура раннего Возрождения (Ars nova в Италии, творчество Джона Данстейбла).

8. Франко-фладманская (нидерландская) полифоническая школа (этапы развития, композиторы, особенности стиля, жанры).

9. Музыкальное искусство XVI в. Италии (этапы развития, композиторы, жанры).

10. Особенности Возрождения в Англии, Франции и Германии.

11. Эволюция оперы XVII-первой половины XVIII столетий в Италии (флорентийская, римская, венецианская, неаполитанская школы).

12. Эволюция оперы XVII-первой половины XVIII столетий во Франции, Германии, Англии.

13. Оратория и кантата XVII первой половины XVIII столетий (определение жанров, эволюция, композиторы).

14. Основные тенденции развития инструментальной музыки XVII первой половины XVIII столетий (органная, клавирная ансамблевая музыка, основные жанры).

 

 

1. Жанр концерта эпохи барокко. Определение и разновидности. Концерт в творчестве А. Корелли и А. Вивальди.

2. Сравнительная характеристика творчества Д. Палестрины и О. Лассо.

3. Принципы оперной драматургии К. Монтеверди на примере оперы «Коронация Поппеи».

4. Характеристика творчества Г. Перселла, опера «Дидона и Эней».

5. Хоровые и сольные жанры античной музыки (названия, авторы, предназначения, условия исполнения).

6. Полифонические, импровизационные и вариационные жанры в инструментальной музыке барокко.

7. Система осьмогласия и «Октоих».

8. Месса, её структура, название и функция частей.

9. Что такое органум и его разновидности.

10. Развитие нотации в средние века. Роль Гвидо Аретинского, и Франко Кельнского.

11. Характеристика жанров-стилей музыки средневековья (дать определение): секвенция, троп, кондукт, мотет.

12. Стилистические особенности григорианского хорала, типы григорианского пения.

13. Древнегреческая трагедия и комедия (происхождение, особенности исполнения, авторы, роль музыки).

14. Эволюция мадригала в эпоху Возрождения.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники:

1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1. – М., 1960.

2. Ливанова Т. История Западно-европейской музыки до 1789 г., ч. 1, 2 – М., 1982.

3. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. М., 1978.

Хрестоматии:

1. Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975.

2. Протопопов В. Из истории форм инструментальной музыки XVI – начала XIX веков: Хрестоматия. М., 1980.

 

К разделу I

1. Античная музыкальная эстетика / ред. А. Лосева. М., 1960.

2. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1988.

3. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

4. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. – М.

5. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

К разделу II

1. Герцман Е.. Византийское музыкознание. Л., 1988.

2. Китаева Е. Западноевропейское Средневековье: картина мира: Учебное пособие. Волгоград, 2007.

3. Кожаева С. Месса: учебное пособие. Волгоград, 2007.

4. Кожаева С. Слово, обряд и напев в римско-католической мессе: Учебное пособие. Волгоград, 2001

5. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. М., 1971.

6. Сапонов М. Менестрели. М., 2005.

7. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

 

К разделу III

1. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. М., 1971.

2. Коннов В. Нидерландские композиторы XV – XVI вв. Л., 1984.

3. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и принципы работы с ним. М., 1982.

4. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Вохрождения. М., 2002.

5. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

 

К разделу IV

1. Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960.

2. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600–1850. Екатеринбург, 2005.

3. Лобанова М. Западно-европейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1984.

4. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII вв. /Сост. В. Шестаков М., 1971.

5. Брянцева В. Французский клавесинизм.С-Пб., 2000.

6. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. М., 1983.

7. Конен В. Монтеверди. М., 1971

8. Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978.

9. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI –начала XIX века. М., 1979.

10. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

 


ГЛОССАРИЙ[129]

К первому разделу: