Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли

План

Тема 6. Внутреннее многообразие социологии

 

Социология, как уже говорилось, представляет собой единую, целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.

Цель, данной лекции – обозначить наиболее значимые внутрисистемные образования социологии, раскрыть их особенности и диалектическую взаимосвязь, функции и роль в социологической науке в целом. Речь идет о таких структурных компонентах социологического знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология, макро- и микросоциология, а также местносоциологические и отраслевые социологические теории.

 

1. О факторах, обуславливающих внутреннее многообразие социологии.

2. Теоретический и эмпирический уровни социологии. ТСУ.

3. Фундаментальная и прикладная социология.

4. Макро- и микросоциология.

1.О факторах, обуславливающих внутренне многообразие социологии.

Сложность и внутреннее многообразие социологии как науки обуславливается, по крайней мере, тремя факторами. Во-первых, большим онтологическим (бытийным) разнообразием самого объекта изучения – общества, представляющего собой, явлений (экономика, политика, мораль, семья, городские и сельские поселенческие общности, этносы-народности, нации, социальные группы, социально-демографические группы и т.д.). Как объект изучения социологии общество – это и органическая система различных социальных явлений и процессов, событий и фактов, и те составные части, компоненты, из которых оно складывается.

Во-вторых, тем, что она использует разнообразный, богатейший, как это было показано в предыдущем разделе, арсенал методологических средств, приемов, способов и философских (мировоззренческих) принципов изучения общества. Использование теоретических методов обусловливает конструирование теоретической, фундаментальной социологии; эмпирических методов – эмпирической социологии, имеющей дело с конкретными социальными фактами, со сбором первичной социальной информации. Многообразие мировоззренческих принципов, общих подходов (парадигм) к изучению общества обусловило дифференциацию мировой социологической мысли на множество направлений и школ.

В-третьих, сложный, многоплановый характер социологии определяется также тем, что она призвана одновременно решать принципиально разные по своему характеру задачи: с одной стороны, - открывать и изучать объективные законы функционирования и развития общества, - а с другой, - на основе знаний об этих законах вырабатывать практические рекомендации по организации, управлению и совершенствованию социальной, общественной жизни людей. В соответствии с этим в социологии как единой и целостной науке определились соответственно такие сферы образующего ее знания и исследовательской работы как фундаментальная и прикладная социология.

Остановимся подробнее на главных структурных компонентах социологии как сложной, многоплановой науки, которые взаимосвязаны между собой и взаимно обусловливают друг друга; компонентах, занимающих в социологии строго определенное место и выполняющие в ней соответствующие функции, работая на нее как на целое; компонентах, наличие, единство и взаимодействие которых во многом обусловливают социологию как подлинную, весьма точную, имеющую большое практическое, прикладное значение науку.

Сначала речь пойдет о таких структурных компонентах, - а точнее сказать – уровнях социологии, как теория и эмпирия, а также о теориях среднего уровня. Характеристика данных уровней социологии, будет затем дополнена анализом прикладной социологии, ее соотношения с фундаментальной (теоретической) социологией.

 

2. Теоретический и эмпирический уровни социологии. ТСУ.

Теория и эмпирия – две важнейших структурных составляющих социологии как особой науки. В первом случае речь идет о теоретической социологии; во втором – об эмпирических социологических исследованиях.

Теоретическая социология – это высший уровень социологического знания. Высший, разумеется, не в смысле качества (лучший - худший), а в смысле уровня обобщения изучаемого социологией объекта – общества. Для теоретической социологии характерна высокая абстрактность выводов и заключений. Кстати, это не значит, что такие, то есть абстрактные знания мало что дают и не нужны. Они – неотъемлемый, при этом важнейший, компонент социологии в целом. Теоретическая социология имеет дело с категориями, понятиями, в которых фиксируется и отображается сущностное в обществе, в социальной жизни, в жизни человеческих индивидов и их различных агрегатов (объединений); то, что не лежит на поверхности, а скрыто за внешним, за явлением. И, как уже отмечалось, чем выше абстрактность понятия, тем более глубокую сущность оно охватывает и отражает. Это достигается теорией за счет отвлечения от несущественного, частного, разного рода деталей, а также за счет сосредоточения внимания на существенном, главном, основном. То, что не удается схватить и выразить чувствами, фиксируется теорией и образующими ее понятиями. В понятиях фиксируется, кроме того, не единичное, частное, отдельное, а общее, характерное, типичное для самых разных обществ, сторон общества, групп людей, отдельных человеческих индивидов. В качестве таких понятий выступают «социальное», «общество», «человек», «личность», «социальная группа», «социально действие», «социальный факт», «социальный статус», «социальная роль», «социальный институт» и др.

Хотелось бы обратить внимание на то, что иногда под теоретической социологией понимают ту часть (уровень, раздел) социологии в целом, которая имеет дело с макросоциальными явлениями (социальная группа, этнос, класс, государство, религия и т.д.). Суть не в макро- или микроявлениях как объекте теоретической социологии, а в том, что теоретическая социология, еще раз подчеркнем это, имеет дело с понятиями – общими, абстрактными, обобщенными образами социальной действительности, взятыми равно как на макро -, так и на микроуровне; чего бы они не касались – социетального (общества в целом) – социальные институты, социальный порядок, классы слои, поселенческие общности; группового уровня социальной жизни – первичная группа, групповые отношения, организация межличностного уровня – социальный статус, социальная роль, социальное поведение, интеракция и др.; мировой системы (мирового сообщества людей) – взаимодействие государств, народов и т.д.

Теоретическая социология представляет собой, таким образом, системы понятий. Эти последние выступают как ее узловые моменты. Иное дело, что в разных социологических школах имеют место как бы свои системы понятий. Хотя, разумеется, во всех них есть и общее ядро, связанное уже не с определенной кокою –то выбранной исследователем одной парадигмой, а с тем, что в любом случае социология есть наука об обществе, о людях как социальных существах, об их взаимодействиях, об их жизни в обществе и посредством общества.

Это, во-первых, теоретическая социология – это та часть в целом, которая возникает, развивается и связана с применением теоретических методов исследования и прежде всего общенаучных, общечеловеческих методов (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.). При помощи данных методов формулируются общие выводы, положения и заключения на основе той информации, которая уже имеется – собрана и предварительно обработана, сведена в систему, готовую к теоретическому анализу. То есть, социология в этом случае получение новых знаний осуществляет путем логических рассуждений (умозаключений) из добытых ранее знаний. Во-вторых, теоретическая социология связана с открытием и изучением объективных законов, которым подчиняется функционирование и развитие (изменение) общества. То есть, это часть социологии, в которой данная дисциплина представлена, прежде всего, как фундаментальная наука. Фундаментальная и в том плане, что она имеет дело с понятиями и в том, что она открывает и исследует законы социальной жизни людей.

Теперь об эмпирической социологии. Эта последняя конституированная в особый компонент или уровень социологии в целом по такому критерию как специализация на исследования эмпирических социальных фактов. В отличие от теоретической социологии, имеющей дело с понятиями, эмпирическая социология имеет дело с опытными данными. Ее главной задачей является сбор первичной информации и накопление научных (социологических) фактов, что осуществляется посредством изучения реально существующих социальных фактов – процессов, явлений, а также конкретных, живых, действующих человеческих индивидов и результатов их деятельности.

В соответствии с этим отличительной чертой данного компонента социологии выступает использование иных методов исследования. Ранее они были уже охарактеризованы и являются одноименными с названием рассматриваемого уровня социологии. Это – эмпирические методы: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, социометрический метод.

Работа с самой социальной действительностью, с конкретными фактами, с живыми, реально действующими людьми – составляет важнейшую особенность социологии как науки, сравнительно с той же философией, которая использует уже готовые выводы, сформулированные другими науками. Именно эмпирические исследования обеспечивают социологии статус подлинной науки, имеющей огромное прикладное значение, статус социальной физики или, что одно и тоже, - сравнительно точное науки об обществе. Социология возникла как своего рода реакция на умозрительность, спекулятивность философского подхода к обществу, имеющему мировоззренческий характер.

Различая эти два уровня социологии, следует иметь в виду, однако то, что они не только не исключают друг друга, но и тесно, органически взаимосвязаны между собой. Более того, само их существование возможно лишь в результате взаимного влияния и взаимодействия. Теоретическая и эмпирическая социология – это всего лишь две стороны одного и того же – комплексной науки об обществе. Данное удачное, во многом судьбоносное, сочетание, взаимодействия и взаимодополнения теории и эмпирии выгодно отличают социологию от многих других наук и в первую очередь от философии. Именно оно делает социологию подлинной наукой об обществе, имеющей характер высоко теоретической, в лучшем смысле этого слова «глубоко заземленной», то есть эмпирической и одновременно прикладной науки; обусловливает ее кА сравнительно точную науку об обществе, имеющую большое практическое значение как в отношении выработки прогнозов, так и в плане разработки конкретных рекомендаций для решения тех или иных социальных задач.

Взаимодействие – главное, что характеризует соотношение теории эмпирических исследований как двух уровней или компонентов социологии. В этом взаимодействии каждый из данных компонентов выполняет свою особую роль, дополняя тем самым другой. Если бы социология была исключительно теоретической, она была бы слишком абстрактной и тем самым весьма далекой от практики дисциплиной, а если бы она бала бы только эмпирической дисциплиной, имела дело лишь с одними фактами, она была бы лишена возможности не только быть ориентиром в практической жизни, но и не смогла бы надежно организовать сами эмпирические исследования, предполагающие соответствующую теоретическую и методологическую базу, разработку соответствующих гипотез. Голые факты – это еще не наука; факты необходимо свести воедино, систематизировать, обобщить, определенным образом интерпретировать, а это делается уже при помощи теории. Мысль здесь движется, примерно, та: от опыта, эмпирии (фактов) и теории и от нее к практике, включая как практику выработки конкретных рекомендаций по разрешению соответствующих социальных проблем, так и практику нового эмпирического исследования.

Первоначально, когда социология только возникала, а она возникла в результате практической реализации замысла создать в отличие от философии точную и тем самым подлинную науку об обществе, имеющую дело с фактами, реальной жизнью, теория и эмпирия в науке об обществе развивались как бы параллельно. Еще спустя долгое время социология продолжала оставаться наукой, во многом умозрительной. Это определялось тем, что сами методы эмпирических исследований еще были далеки от совершенства, хотя, как известно, они применялись уже в XVII – XVIII веках другими науками. Кроме того, еще не были найдены механизмы, способы органического соединения теории и эмпирических исследований. И это продолжалось вплоть до начала XX века.

Однако и в XX веке проблема соотношения теории и эмпирии в социологии продолжала дискутировать, то затухая, то обостряясь в разные периоды. Не совсем снята она, кстати, и по сей день. В решении проблемы в разное время давала себя знать то одна, то другая крайность: абсолютизация теории или абсолютизация эмпирических исследований.

Недооценка теории и переоценка эмпирической социологии, сведение социологии исключительно к прикладной науке получило название эмпиризма. Его суть в отстаивании той мысли, что социолог должен лишь описывать факты, классифицировать, группировать их и ничего не привносить в них при помощи теории, которая якобы может лишь исказить факты. Какое-либо значение признавалось, таким образом, лишь за эмпирическими исследованиями. Теория же игнорировалась, а в худшем случае даже сознательно осуждалась в социологии. Хотя сторонники эмпиризма сделали немало в области совершенствования эмпирических методов, технологий и способов проведения конкретно-социологических исследований, такой подход всегда – и раньше и теперь – негативно сказывался на социологической науке, лишая ее широких обобщений, системного характера, сводил социологию лишь к узко понятной прикладной дисциплине.

Недооценка теории обрекает социологию на утрату ею своей целостности. Она может привести к тому, что социология распадается на ряд отдельных исследований без общей, объединяющей методологии, без соотнесения результатов конкретно-социологических исследований с общей картиной, отражающей общество, в результате чего она будет способна давать в лучшем случае какие-либо частные предложения, касающиеся отдельных явлений, сторон жизни, без понимания их сути как элементов целого – общества. В результате всего этого социология окажется неспособной помогать практике кардинально решать общие (на уровне общества в целом) социальные проблемы.

Теория призвана дать смысловое объяснение собранным в результате эмпирических исследований фактам. Она позволяет за единичными фактами открывать общее, закономерность, тенденцию. Ибо одной фиксации факта, его регистрации, описания недостаточно для науки; недостаточно его и для общественной практики, взятой на уровне общества в целом. Теоретическая социология обосновывает цели исследования. Она определяет, что исследовать, как и для чего исследовать.

Представленный данным понятием концепт сыграл решающую роль в осмыслении и преодолении того затруднения, которое составляет суть проблемы соотношения теории и эмпирии в социологии.

Можно говорить и о другой крайности – недооценке эмпирических исследований, без которых социология утратила бы характер точной науки об обществе. КСИ или эмпирическая социология выступает как средство обоснования теоретических идей, представлений , гипотез.

Большую роль в соединении в рамках социологии как единой, целостной дисциплины теории и эмпирии сыграл уже упоминавшийся нами французский социолог Э. Дюркгейм. Являясь продолжателем контовской позитивистской традиции, он принимал за образе построения общественной науки естественные дисциплины и утверждал принципы эмпирической обоснованности, точности, доказанности (верифицируемости) теоретических положений.

Важный вклад в решение проблемы соотношения и взаимодействия теории и эмпирических исследований в социологии внес видный американский ученый Р. Мертон. Он впервые на должном уровне смог в своих работах органически сочетать эмпирические, теоретические исследования, в результате чего было выработано и применено в социологии такое понятие как «теория среднего уровня» (1947). «Теория среднего уровня» характеризует как раз степень, меру (уровень) обобщенности социологических концепций.

Реализуя свою идею, Мертон создал несколько теорий среднего уровня, продемонстрировав тем самым, как необходимо рационально решать проблему теоретического и эмпирического в социологии. Он считал при этом, что главным направление в развитии социологического знания должно стать создание именно ТСУ. ТСУ выполняли бы, по его мнению, роль «посредников» между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. В них аккумулируются эмпирические данные на основе использования строго определенных терминов и операциональных понятий.

То есть главный смысл идеи ТСУ – это обеспечение гибкой связи между эмпирическим и теоретическим уровнями социологического исследования. ТСУ возникает и совершенствуется в отдельных областях социологии. Примером таких теорий Мертон считал свою концепцию аномии, объясняющую различные типы отклоняющегося поведения. К ТСУ можно отнести множество других теоретических построений, основанных на эмпирических фактах – теория стратификации, социокультурных суперсистем (П. Сорокин) и др.

В настоящее время и, особенно в отечественной традиции ТСУ понимают как «специальную или частную социологическую теорию», которую рассматривают как установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных. А именно, - социология труда, социология культуры, социология города, социология образования и т.д.

Кстати, современная социология все больше становиться похожей на некий комплекс таких вот специальных, частных социологических отраслей знания (отраслевых социологических наук). Данная природа социологии онтологически обусловлена: общество как объект исследования весьма многообразно в отношении составляющих его сторон, процессов и явлений. Тем более, что социология – это, как было сказано в первом разделе, - не только наука об обществе как таковом; она изучает и отдельные стороны (сферы), социальные явления и процессы общественной жизни.

Однако на волне развития ТСУ наметилась тенденция (и на западе, и в России) превращения социологии как единой науки в комплекс, порой, чуть ли ни чем не связанных социологических теорий.

Среди этих последних – социология семьи, социология религии, военная социология, этносоциология и т.д. Между ними уже как бы нет ничего общего; специалисты по ним не нуждаются друг в друге. Общим у них признается разве что методология. Между тем, одного не достаточно для того, чтобы квалифицировать социологию как единую науку. Идея социологии как комплекса самостоятельных дисциплин негативно сказывается на социологических исследованиях, ибо при этом утрачивается общее, то, что составляет суть социологической науки – изучение всех общественных явлений, процессов с точки зрения целого, с учетом целого и ради целого, а именно общества, представления о котором может выработать лишь теоретическая социология высокого уровня наоснове обобощения итогов и выводов ТСУ и эмпирических исследований (КСИ). А сами ТСУ, как и КСИ, на что уже обращалось внимание, возможны, только если они будут строиться с учетом общей теории о социальном, если будут исходить из ее положений и выводов, ибо в них, в этих положених и выводах фокусируется общее для всех явлений и процессов социальной жизни общества, без четкого представления о котором нельзя выработать научное представление и о частном.

Таким образом, в социологии выделяют три уровня: чистая теория (общесоциологическая теория), ТСУ (частные социологические теории) и эмпирические исследования (КСИ).

 

3. Фундаментальная и прикладная социология.

В социологии как единой, целостной науке, внутренне весьма дифференцированной и многоплановой, можно выделить и такую ее область как прикладная социология. Следует иметь в виду, однако, что прикладная социология – это не одно и то же, что и эмпирическая социология, как это иногда себе представляют. В лучшем случае, ее можно рассматривать как один из разделов, наряду с академической социологией, эмпирической социологии. Данной позиции во взглядах на соотношение прикладной и эмпирической социологии придерживаются, например, М.С. Ковалева и М.С. Комаров[50]. Но даже с такой умеренной трактовкой вопроса вряд ли можно согласиться.

У эмпирической социологии оппозицией (противоположностью) выступает теоретическая социология; у прикладной – фундаментальная социология. И хотя теоретическая и фундаментальная социология – термины весьма близкие, но полностью они не совпадают.

Эмпирическая социология, как уже отмечалось, направлена на сбор первичной информации, на регистрацию социальных фактов, их упорядочение и описание. Прикладная же социология – это область знания, которая в качестве своей главной задачи видит разработку конкретных рекомендаций для решения каких-либо практических социальных проблем, причем как микро-, так и макропроцессам.

О нетождественности прикладной и эмпирической социологии говорит также то, что прикладная социология опирается не только на эмпирические, но и на теоретические исследования. Наиболее ценные практические рекомендации даются как раз тогда, когда они опираются одновременно на первичную информацию и на теорию. Было верно кем-то подмечено, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Только опираясь на научную теорию, используя эмпирический материал, знания фактов можно дать квалифицированные рекомендации политику, руководителю предприятия, лидеру политической партии, учителю, родителям и т.д.

Прикладная социология – это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Если фундаментальная социология ориентирована, прежде всего, на науку, эмпирическая – на приращение знаний путем сбора первичной информации и только затем через эти знания на практику, то прикладная социология – на заказчика, на клиента; это – работа, сделанная для кого-то – государства (правительства), учреждения, частной фирмы и т.д. То есть главным здесь является ориентация на практическую пользу. В этом случае используются и другие критерии оценки конечного результата. Эмпирическая социология призвана собрать материал; прикладная же должна перевести его в рекомендации.

Исторически корни прикладной социологии восходят к работам ранних социологов (А. де Токвиль, Дюркгейм и др.). Важную роль сыграл в ее конструировании американский социолог Смолл (1854 - 1926), который еще в 1885 году высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Большая заслуга в институционализации прикладной социологии принадлежит американскому социологу позитивистского направления П. Лазарсфельду (1902 - 1976), основавшему в свое время в Германии Экономико-психологический исследовательский институт. Прикладная социология особенно бурно развивалась в последние годы.

В настоящее время и особенно в американской социологической науке, она дифференцируема на два направления – социальная инженерия и клиническая социология. Первая связана главным образом с маломасштабными опросами, сериями полевых экспериментов; разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, производственных бригад), занимается планированием. Клиническая же социология нацелена на то, чтобы ставить диагноз, предлагать альтернативы, разрабатывать терапевтические меры. Например, социолог-инженер, изучив положение, скажем, нерентабельного предприятия, предлагает перестроить его управленческую структуру; социолог же клиницист проводит психологический тренинг с руководством предприятия с целью переориентировать сознание.

Таким образом, прикладная социология – это отрасль социологии как целостной науки, тесно связанная с теоретической и эмпирической социологией, не имеющая какого-либо самостоятельного значения, поскольку она возможна лишь на базе теории и общественных, а также определенным образом интерпретированных фактов. Ее смысл – в выработке практических рекомендаций, необходимых заказчику.

 

4. Макро- и микросоциология.

Внутреннее многообразие социологии проявляется также в том, что в ней различаются исследования, ведущиеся на макро- и на микроуровне. В соответствии с этим можно говорить о таких ее сферах как макросоциология и микросоциология. Макросоциология – изучение общества в целом, разработка его концепций: та область социологического знания, которая ориентирована на изучение крупномасштабных социальных явлений – наций, государств, социальных организаций, социальных групп и т.д. Микросоциология – это область знания, которая ориентирована на сферу непосредственно социального взаимодействия, то есть на межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, на сферу повседневной реальности, отдельных сравнительно узких проблем.

Макросоциология больше связана с теорией (теоретической социологией), а микросоциология – с эмпирическими исследованиями. Макросоциологи исследуют, прежде всего, различного рода экспериментальные процедуры и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. Хотя, конечно же эти две пары различных структурных компонентов социологии как единой, целостной науки – с одной стороны, макросоциология и теория, а с другой – микросоциология и эмпирия, - не тождественны и различаются между собой.

Соотношение данных областей социологии трактуется сегодня неоднозначно. Да, это и понятно. Ведь они, эти области науки, выделяются не только по предмету, но в соответствии со взглядами самих исследователей. Дело в том, что одни социологи хотели, чтобы социология ограничивалась чуть ли не одними макросоциологическими исследованиями, а другие – микросоциологическими. Отождествляя социологию в первом случае с макросоциологией, сторонники данной точки зрения, а это представители таких школ как структурный функционализм, неоэволюционализм, конфликтосоциология и др. – считают, что предметом социологии должны стать общество и его структурные образования, которые не сводимы к социально-психологическому уровню, поскольку имеют свои качественные особенности. Что касается микроявлений и процессов (поведение личности, межличностные отношения и т.д.), то они рассматриваются этими социологами всего лишь как проявления макроуровня.

В свою очередь микросоциологии, а это представители таких школ и направлений мировой социологической мысли, как теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, анализ социальных сетей, настаивают на приоритетном изучении социологией в качестве своего предмета области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации, сферы повседневной реальности и др. Это, по их мнению, то единственное, что реально существует и что достойно, следовательно, изучения социологии. Макросоциальные же явления всего лишь неправомерные абстракции, реальность которых, якобы, нельзя эмпирически доказать.

Однако это то, что хотелось бы видеть тем или иным отдельным социологам – в одном случае сторонниками макросоциологии, в другом – микросоциологии. На самом деле для социологии как целостной, многоплановой науки об обществе важны и макро-, и микросоциологические исследования. Одно другому не только не помеха, но, скорее, одно дополняет другое, давая возможность всесторонне, компетентно на различных уровнях представить то, что выступает объектом и предметом социологии – общества – органической системы, включающей в себя как широкомасштабные процессы, так и микроявления. Не случайно, поэтому с середины 70-х годов нашего столетия начали предприниматься попытки интегрировать данные области и направления в социологии и, между прочим, исключительно на пользу дела.

Кстати, следует обратить внимание на то, что макро- и микросоциология – это не только два компонента, две составные части социологии, но и два различающихся по своим парадигмам изучения общества в мировой социологической мысли. Если исходить из того, что макро- и микросоциология имеют одинаковые права на свое существование и дополняют друг друга, то их следует рассматривать всего, лишь как две области социологического анализа, имеющего место в рамках одноименной им науки. Если же признать что-то одно – или макро-, или микросоциологию – и объявить бессмысленным другое, в таком случае эти две области анализа следует рассматривать уже как своего рода направления в мировой социологии.

Весьма многообразна и дифференцирована социология, взятая, правда, как мировая мысль и в том плане, что она включает в себя множество направлений и школ. Они выделяются в зависимости от того подхода, который избирается при изучении социальной жизни, от парадигмы, которая кладется в основу социологического анализа общества. Это – и структурный анализ, и функционализм, и конфликтосоциология, и символический интеракционализм, и теория социального обмена, неоэволюционализм, марксистская социология, неомарксизм и др. Можно, поэтому сказать, что нет какой-то абсолютно единой для всех, одинаковой социологии. У каждого социологического направления и школы она как бы своя.

Это многообразие направлений си школ – форма развития социологической науки, путь познания социальной истины. И хотя в этом теоретическом и методологическом многообразии социологии есть свои минусы, в целом же оно приносит больше пользы, чем вреда. Каждое направление, каждая школа в исследовании общества, вне всякого сомнения, несет в себе что-то рациональное, позитивное. Они дополняют друг друга и образуют в своем единстве мировую социологическую мысль в целом.

Таким образом, социология является весьма многоплановой и многообразной наукой. Она включает в себя теорию, эмпирические исследования (КСИ), все это и усложняет социологию как науку, но в то же время делает ее весьма эффективной, полезной и ценной для общества, для человека общественной научной дисциплиной, имеющей универсальный характер.

 

Литература

Абекромби, Н. Социологический словарь [Текст]/ Н. Абекромби, С.Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; Под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Экономика, - 2004.

Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. // М.: ТеатраСистемс, - 2001.

Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания: избранные произведения М, - 1990.

Вебер, М. Основные социологические понятия: Избранные произведения [Текст]/М. Вебер//М., - 1990. С. 601-628.

Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]/ Э. Гидденс // М.: Академический проект, - 2003.

Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. - Т. 1 .Теория и методология, - 2003.

Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004.

Козлова, О.Н. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ О.Н. Козлова // М.: Омега-Л, - 2004.

Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/Ю.С. Колесников //Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Начала практической социологии [Текст]/ Р. Ленуар, Д. Мерлье, Л. Пэнто, П. Шампань; Пер. с фр. : А.Т. Бикбова и др.; Отв. ред. Н.А. Шматко. — 2-е изд. , испр. и доп.: Ин-т эксперим. Социологии:: СПБ // М.: Алетейя, - 2001.

Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//

М..-ИНФРА, -2005.

Парсонс, Т. О социальных проблемах [Текст]/ Т. Парсонс // М.: Академический проспект, - 2002.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж.

Ритцер. 5 -е изд. - Спб //Питер, - 2005.

Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. //' М.: Аспект Пресс, - 2002.

Шилз, Э. Общество и общества: макросоциологический подход [Текст]/ Э. Шилз Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с анг. — М .: Прогресс, - 1972.

 

Существенной характеристикой социологии как особой науки является, как уже было сказано, её внутреннее многообразие. Один из аспектов этого многообразия был рассмотрен в предыдущей лекции.

Однако многообразие социологии не сводится только к этому, о чем говорилось в шестой теме. Оно, по крайней мере, имеет еще один аспект. Социология многообразна и в том плане, что образующая её научная мысль существует и развивается в форме множества самых различных направлений и школ, порою так различающихся между собой, что социологи их представляющие рискуют непониманием друг друга. Это объясняется тем, что проблематика, которой они занимаются сильно различается. Значительно разнятся и их исходные исследовательские (мировоззренческие и методологические) принципы и средства (технологии) исследования конкретных сторон общественной жизни. Данное многообразие является характеристикой социологии, прежде всего как мировой мысли, существующей и развивающейся хотя и под одним названием (крышей) – социология, - однако в форме довольно отличающихся друг от друга направлений и школ. Эта многообразность социологии дает основание говорить о социологическом плюрализме. Целью данной лекции является анализ теоретико-методологических направлений, существовавших и существующих сегодня в мировой социологической мысли.