Камеральная налоговая проверка

Камеральные- проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

Периодичность проведения камеральных проверок определяется установленной периодичностью представления налоговой отчетности.

Камеральные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Целями камеральной проверки являются:

- контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

- взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

- привлечение виновных лиц к ответственности;

- подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован Инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам 29.12.2003 № 124.

Условно, можно выделить несколько этапов проведения камеральной проверки:

1. Прием документов и проверка своевременности их предоставления;

2. Проверка правильности оформления отчетности;

3. Проверка правильности произведенного плательщиком арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов и обоснованность применения налоговых ставок и льгот;

4. Проверка правильности исчисления налоговой базы;

5. Решение вопроса о целесообразности включения данного плательщика в планы проведения выездных налоговых проверок. Оформление результатов камеральной проверки.

Следует иметь в виду, что, согласно п.5 ст.63 НК налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета) и обязан по просьбе плательщика сделать отметку на копии декларации (расчета) о ее принятии. Из этого следует, что отчетная документация должна приниматься как в комплектном, так и в некомплектном виде, а если плательщик настаивает на ее приеме, то и при наличии нарушений в ее оформлении.

Однако, при наличии грубых нарушений, установленных нормативными актами правил оформления документов, не позволяющих идентифицировать их как документы отчетности, соответствующие декларации (расчеты) не могут считаться представленными, а обязанность налогоплательщика по их предоставлению – выполненной. В частности, к таким грубым нарушениям можно отнести:

- отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов;

- нечеткое заполнение отдельных реквизитов, делающее невозможным их однозначное прочтение;

- заполнение документов карандашом;

- наличие не оговоренных подписями плательщика исправлений;

- составление документов на иных языках, кроме русского и белорусского.

При выявлении плательщиков, не представивших или не полностью представивших отчетность, им направляются соответствующие уведомления.

При этом установлено, что при сдаче налогоплательщиком отчетности непосредственно в налоговый орган датой ее представления считается дата поступления в налоговую инспекцию, проставляемая на каждом отчетном документе в присутствии налогоплательщика при принятии отчетности, а при отправке налогоплательщиком отчетности по почте – дата отправки заказного письма с описью вложения.

Проверка правомерности применения льгот производится применительно к каждому конкретному налогу исходя из положений действующего законодательства. Начиная с этого этапа, проводящие камеральную проверку должностные лица налогового органа могут (а при возникновении каких-либо сомнений в правомерности применения льготы должны) воспользоваться предоставленным им статьей 70 НК правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.

При отсутствии нарушений налогового законодательства должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных без составления справки проверки и на представленных плательщиком налоговых декларациях этим лицом собственноручно учиняется запись «Проверено» и личная подпись, после чего, налоговые декларации приобщаются к делу плательщика. В случае выявления нарушений – составляется акт камеральной проверки.