III.1. Общая характеристика

· Термин. Периодизация. Основные исторические этапы Возрождения.

· Особенности развития культуры и искусства (обзор).

В эпоху позднего Средневековья XIV–XVI вв. в жизни европейского общества происходят глубокие изменения. Это время выделяется среди всех предшествующих и последующих эпох необычайным расцветом культуры и искусства, который можно сравнить лишь с эпохой Древней Греции. Данный период вошел в историю как эпоха Возрождения.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени.

Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX в. Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, ранее не имевших возможности активного участия в общественной жизни и процессе управления: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Их уже не устраивала иерархическая модель общества и системы ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный характер. Культура Возрождения противопоставила диктату церкви и религии культ Человека, поэтому ведущим философским направлением становится гуманизм. Человек, его личность, его свобода, его активная, созидающая деятельность стала рассматриваться как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Утрата прежнего влияния католической церкви выразилось и в появлении новой ветви христианства протестантизма. Недовольство роскошной жизнью священников и требование сделать церковный обряд понятным всем верующим в XVI в. вылились в движение Реформации, видными деятелями которой стали Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Важнейшим научным событием эпохи Возрождения стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира. В XV в. активно развивается картография и география. В 1490 г. М. Бехайм создает первый глобус. В конце XV – начале XVI вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии. В 1498 году португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к Античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки – латинский и греческий. Чувство культурного единства усиливалось и благодаря тому, что в этот период начинается интенсивное развитие, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой – книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде. В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени.

 

Периодизация

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV вв. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV в. Возрождение достигает своего наивысшего расцвета. В XVI в. назревает кризис идей гуманизма, следствием чего является возникновение к концу обозначенного столетия таких направлений как маньеризм и барокко.

Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII–XIV века; Раннее Возрождение – XV век; Высокое Возрождение – конец XV–первая треть XVI в.; Позднее Возрождение – конец XVI века.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». В Испании и Англии Возрождение датируется концом XV началом XVI вв.

В период позднего Возрождения (вторая половина XVI в.) растет экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, что привело к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Все это заставило современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанса – в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. и появлению таких стилистических направлений как маньеризм и барокко.

 

Основные особенности развития культуры и искусства.

Развитие культуры Возрождения в различных странах Западной Европы происходило по-разному. Остановимся на краткой характеристике ее этапов в отдельных странах.

Италия

Период Проторенессанса, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, и является подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте Алигьери сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. Его центральное произведение «Божественная комедия» соединила в себе поэзию, философию, теологию и науку. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями.

В начале XV в. возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV в. здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с Античностью.

Творчество величайших мастеров изобразительного искусства Раннего Возрождения, или кватроченто, – Донателло, Мазаччо, Боттичелли – проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его.

В произведениях итальянских гуманистов главной идеей становится утверждение постулата о том, что человек – творец своей судьбы и себя самого, он обладает свободой действий и сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор как, например, в трактате Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».

В XVI в. ренессансное искусство в Италии вступило в фазу наивысшего расцвета. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV в. во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи – художник-учёный, живописец, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В свою очередь, великий скульптор, а также художник и архитектор Микеланджело в своём творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Она представлена именами Джорджоне и Тициана.

 

Северное Возрождение.

В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее связано с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном – этическая. Термин «Северное Возрождение» относится главным образом к Германии, Нидерландам и Франции. Новые черты в искусстве данных стран отмечаются уже на рубеже XIV и XV вв. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов.

Нидерланды. Небольшая страна, расположенная на территории современных Бельгии и Голландии, в XV веке становится самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Представители нидерландской школы живописи XV в. (Я. ван Эйк, Д. Баутс, Хуго ван дер Гус, Рогира ван дер Вейден, X. Мемлинг и др.) новаторски переосмыслили духовные и художественные традиции средневековой культуры. Их работы отмечены интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, наполнены слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубоким символическим смыслом работы. На рубеже XV и XVI вв. И. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию средневековой культуры. В картинах Босха, написанных большей частью на религиозные сюжеты, поражает объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точными реалистичными деталями. Никто из последующих мастеров живописи во всем мире не будет создавать столь фантастические образы, и влияние И. Босха ХХ век ощутит в творчестве сюрреалистов. В XVI в. под влиянием гуманистических идей и реформационных движений религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, поэтому в живописи получали развитие светские жанры (портрет, пейзаж). Эклектическому течению, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был Питер Брейгель. Выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский. Его лучшая книга «Похвала глупости» увидела свет в 1509 г. Жанр сатирического памфлета позволил автору взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на всё человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Это дало автору возможность, придать своим наблюдениям над окружающей действительностью характер всеобщности и принципиальности, осветить частное и единичное, случайное и временное с точки зрения всеобщего, постоянного, закономерного, нарисовать сатирический портрет всего человечества.

Германия. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530–40-х гг. после начала Тридцатилетней войны Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524–26 гг., придав ему во многом социальную направленность. Крупнейшим мастером немецкого Возрождения является Альбрехт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку. Специфика видения мира Альбрехта Дюрера состояла в поисках возможности наиболее объективно отразить мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он стремился добиваться от живописи и рисунка полной достоверности. Глубины графики Дюрера можно попытаться понять через расшифровку средневековых символов, которые у него действительно встречаются. Но искать разгадки этих завораживающих изображений нужно в эпохе реформации. Вершиной творчества Альбрехта Дюрера явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одной из самых ярких выражений Возрожденческого гуманизма. Другой замечательный живописец этого времени Матис Нитхард, известный также под именем Грюневальд поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью, изобретательной композицией. Одним из лучших портретистов этого периода может считаться Ганс Гольбейн Младший. Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николаса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы современников как людей, полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Им также созданы замечательные иллюстрации к Библии и «Похвале глупости», цикл гравюр «Пляски смерти».

Франция

Раннее Возрождение во Франции относят к 70-м гг. XV в. Это время становления новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Зрелое Возрождение – 20 – 60-е гг. XVI в. В это время выходит в свет знаменитый роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле зло осмеивает средневековый суд, феодальные войны, старую систему воспитания, всякую схоластику, богословскую метафизику и религиозный фанатизм. Стихия гротеска, наполняющая роман имеет народно-средневековый характер. Однако эти моменты получают у Рабле новый смысл и новое назначение. Хаотическая форма его повествования отражает как бы выход человека Ренессанса на исследование действительности, предстающей перед ним во множестве аспектов, раскрывающейся с самых различных сторон, в зависимости от случайных, не подлежащих учету обстоятельств.

Возросший интерес к человеческой личности проявился также во французском карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона.

Позднее Возрождение – конец XVI в. – это, как и в Италии, время кризиса Возрождения и одновременно это и пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса – поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.

Англия

Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах. Интересно отметить, что некоторые признаки нового мироощущения в культуре страны начали проявляться в XIV веке. Однако на развитие культуры самым негативным образом повлияла Столетняя война с Францией, а также крупная междоусобная борьба за престол, вошедшая в историю как война Алой и Белой Розы. Таким образом, особенный подъем, английская культура Возрождения переживает в XVI веке в годы царствования королевы Елизаветы (1558–1603). Это было для Англии временем и политического, и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания. Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят – и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию. В этот период появляется целое созвездие замечательных имён английских писателей поэтов и драматургов: Д. Спенсер, Сидни, Кида, Грин, К. Марло. Но главное ярчайшее явление театра этой эпохи – творчество Уильяма Шекспира, одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи. Кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху.

Испания

Эпоха Возрождения в Испании несколько отставала от соответствующих периодов в других странах. Испанское Возрождение формировалось как бы между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры – Италией и Нидерландами. Временем высших достижений испанского искусства является вторая половина XVI в., эпоха ознаменованная появлением в Испании плеяды замечательных писателей, художников, ученых.

Величайшее достижение испанского Возрождения – творчество М. Серванеса. Наиболее известным его произведением стал роман «Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский», в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. «Дон Кихот» пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало.

Итальянское Возрождение оказало влияние на живопись в Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, однако существо итальянского Возрождения осталось им чуждым. В испанском искусстве, развивавшемся под сильным влиянием религиозно-мистического начала не было почвы для жизнеутверждающего мировоззрения рационализма, составляющих основу итальянской художественной культуры. Творчество наиболее известного испанского художника второй половины XVI века Эль Греко трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Поздний Ренессанс, маньеризм, барокко, позднее эхо Византии и готики, раннее предвестие экспрессионизма можно усмотреть в живописи этого мастера. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, которые как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь.

Великий испанский живописец Д. Веласкес, довел до высочайшего совершенства культуру реалистического художественного видения, берущую начало в венецианском Возрождении. Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обострённым чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

 

Безусловно, в рамки краткого обзора невозможно вместить всё величие достижений эпохи Возрождения. Это сотни великих имён, время великих открытий во всех областях общественной жизни, и особенно в культуре и искусстве. При этом самым главным открытием стал Человек, достоинство которого определяется не знатностью происхождения и богатством, а его личными качествами, талантами и мастерством.

 

Музыкальное искусство

Для западноевропейской музыки XIV – XVI вв., как и для других видов искусств того времени, характерен активный подъём творческих сил, выразившейся в утверждении гуманистических идей, расширении сферы светской тематики, освоения новых технических приёмов (полифоническое многоголосие). При этом в сравнении с изобразительными искусствами и литературой воплощение в музыке возрожденческих принципов было связано с рядом особенностей. Так увлечение Античностью имело опосредованный характер из-за отсутствия собственно музыкальных произведений древнего мира. Прогресс в развитии светской музыки происходил в прямой связи с расцветом церковной полифонии. Хоровая полифония достигла в ряде европейских стран (особенно в Нидерландах) в период Высокого Ренессанса высочайшего мастерства. Музыке становится доступным процесс движения художественной мысли. В сфере средств хоровой полифонии складываются контрасты фактуры (имитационной, разнотемной, аккордово-гармонической). Не только в циклических композициях (мессах), но и в мотетах вступают в действие законы драматургии, развитие материала проходит через стадии экспонирования, вариантного преобразования, итогового обобщения.

В эпоху Возрождения в целом возрастает роль творческой личности. В музыкальном искусстве заявляет о себе целое созвездие композиторов – Ф. Ландини, Якоб Обрехт, Жоскен Депре, Палестрина, О. Лассо, Джезуальдо, и многие другие. Они открыли новые горизонты в средствах выразительности, богатстве многоголосия, масштабности форм. В их творчестве происходит расцвет и качественное обновление «традиционных» жанров – мотета, мессы, а также развиваются новые – шансон, мадригал. Для Возрождения характерно стремительное развитие инструментальной музыки, вышедшей на передний план после почти пятивекового подчиненного положения, рост профессионализма во всех областях музыкального творчества; изменение взглядов на роль и возможности музыкального искусства, формирование новых критериев красоты.