ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Лекция 5.

Характеристика учебно-художественного процесса

 

Любой учебно-художественный процесс всегда посвящен конкретным вопросам, т.е. проводится в соответствии с определенными учебно-художественными темами. Учебная тема отвечает на вопрос, чему посвящается деятельность педагога и учащихся.

В учебной работе выделяют главные и второстепенные темы. Они в свою очередь включают подтемы – отдельные вопросы, раскрытие которых подводит к изучению темы в целом.

В учебно-художественном процессе решаются конкретные учебные задачи, которые делятся на основные и вспомогательные. Например в театральной студии педагог выделяет общую задачу – формировать сценическое внимание, а в качестве подзадачи – научить участников сосредотачиваться на ограниченном числе объектов, переключаться с одного объекта на другой, правильно распределять внимание на различных группах объектов и т.д. В соответствии с этим педагог продумывает упражнения и задания. Учебно-художественные темы и подтемы, задачи и подзадачи между собой взаимосвязаны.

Учебно-художественный процесс – это совместная деятельность педагога и группы участников по решению определенных учебно-художественных задач и раскрытию учебно-художественных тем. В совокупности задачи и темы определяют учебно-художественный замысел, а решение их осуществляется через учебно-художественный материал. В качестве ведущего учебного материала может выступать художественное произведение, спектакль, произведении искусства и т.д.

Учебно-художественный процесс – есть совместная деятельность педагога и частников по преобразованию в соответствии с темой и задачей учебно-художественного материала из исходного его состояния в некоторый конечный продукт, в ходе которого преобразуются сами участники. Таким образом, мы различаем две разные стороны: первая – это преобразование учебного материала в художественной деятельности участников; вторая – это преобразование участников самих в учебном процессе.

 

 

Условно в учебно-художественном процессе можно различить учебно-репетиционную, учебно-тренировочную, учебно-образовательную деятельность. Кратко охарактеризуем каждую из них.

Термин «репетиция» означает повторение. Однако этот вид деятельности не сводится лишь к повторению, а имеет весь­ма сложное строение. Прежде всего, педагог обращает внимание на то, что изображено в произведении, какие явления и события, общественной жизни, при­роды, а также на действия- персонажей, их взаимоотношения, осо­бенности характера и т. п. Эту сторону учебно-репетиционной дея­тельности принято называть изобразительной. Проявляется она специфическим образом. В музыкальных произведениях, например, могут быть лишь изобразительные элементы, а в драматических или хореографических — изобразительность выявляется более четко. «Нарисовав» мысленную картину произведения, участники под ру­ководством педагога должны ответить на вопрос, какой смысл заложен в нем автором. Таким образом, выявляется другая — выразительная сторона произведения.

Обе стороны характеризуют первый этап проникновения в художественное произведение. Мы можем сказать, что на этом этапе достигается первичная образность жизненных явлений, изображен­ных в произведении, с осознанием выраженного в нем смысла. Чтобы проделать подобную работу, участники под руководством педа­гога изучают историческую эпоху, отображенную в произведении, общественно-политическую жизнь людей, их идейную борьбу, мечты и надежды.

Для того чтобы перейти к художественной образности произведения, необходимо участникам выявить особенности его языка, прежде всего те из них, которые требуют подготовительной учебно - тренировочной работы. Выдающиеся - деятели искусства неизменно подчеркивали важ­ность учебно-тренировочных занятий.

Учебно-тренировочный процесс весьма сложен по своей структуре. Нередко бывает так: работая над произведением, вдумчивый педагог убеждается, что его ученики не могут решить эти задачи потому, что не овладели необходимой исполнительской техникой. Поэтому в хоровом коллективе он работает над вокально-техниче­ской, музыкально-технической культурой, в театральном — над упражнениями и заданиями по освобождению и переключению мышц, построению действий в предлагаемых обстоятельствах, раз витию сценического воображения и внимания, чувства правды, гики и последовательности, общению и т. п., в хореографическом
над овладением танцевальными умениями и навыками, формированием музыкально-хореографического воображения и мышлению и т, п.

Все эти упражнения включают планомерно повторяемые действия участников по звукоизвлечению, голосоведению, дыханию, сценической речи, движению и т. п. Педагогическая ценность подобных упражнений в том, что они позволяют сформировать необходимую художественную культуру, без которой нельзя овладеть музыкальной, вокальной, хоровой, театральной, хореографической лексикой произведения, поддерживать необходимую исполнительскую форму. Только по мере приобретения некоторого опыта участники коллектива убеждаются в необходимости овладения техникой исполнения.

Однако этим работа не завершается, а продолжается по лини воспитания и развития художественного внимания, воображения, мышления, танцевального ритма, мелодического и гармонического слуха и т. п. Большую роль в этом играет система заданий по выполнению художественно-творческих этюдов.

Учебно-тренировочные занятия являются непременным и необходимым видом учебно-художественного процесса. Без их проведе­ния невозможно успешно решать какие-либо идейно-художествен­ные задачи. Вместе с тем этот вид занятий носит вспомогательный характер. Если учебно-художественный процесс сводится только к овладению техническими средствами и приемами исполнения, то темпы художественного воспитания и развития замедляются и в ко­нечном итоге не создаются художественные произведения, прино­сящие зрителям радость эстетического открытия.

Итак, под руководством педагога участники путем многократного повторения упражнений постепенно добиваются определен­ной свободы и раскованности исполнения отдельных фрагментов, а потом и произведения в целом. Правда, пока это исполнение еще лишено подлинной художественно – эстетической ценности.

Новое качество приобретает деятельность участников только тогда, когда они смогут эстетически неповторимо, всякий раз индивидуально выразить заключенные в произведения переживания. Для совершения подобного скачка участники выполняют разнооб­разные художественно-творческие задания, знакомятся с исторической эпохой создания произведения, художественной культурой той поры, с творческой лабораторией композитора (драматурга, поэта, художника, балетмейстера и т. п.), проникают в психологию персонажа (события, явления) — в строй его жизни, переживаний, склонностей, черт характера, имея уже собственное отношение и видение, которые правдиво и убедительно воплощаются в исполнительской деятельности.

После большой подготовительной работы персонаж, событие, явление приобретают особые эстетические свойства. Участники начинают жить в мире своего персонажа (явления, события). Чтобы зажить подобной эстетически художественной жизнью, необходимо развивать художественное мышление, вооб­ражение и чувства. При этом каждый проделывает самостоятельную работу, создавая свое художественное видение, чтобы затем внести свой вклад в совместную художественно - эстетическую дея­тельность.

Таким образом, участники учатся «входить в мир» своего героя, а точнее, «превращаться» в него самого и жить его жизнью, но не имитируя ее, как это происходило на первом этапе работы, а осмысливая эстетически художественно. Для этого они должны, Конечно, научиться «смотреть» на своего персонажа глазами и автора, и режиссера (хормейстера, дирижера, балетмейстера, художника) и критика, и, конечно, своими собственными.

Сконцентрировав всё свои художественно-творческие усилия, участники начинают работать над художественной образностью. Для этого требуется особо тонкая, небуквальная и непрямая работа педагога. Участники как бы конструируют образ — пере­живание.

Педагогически полноценная работа над художественной образностью приводит к обогащению участников новым художественно-эстетическим опытом и знаниями, активно способствует развитию их способностей и ценностей.

Для решения целой суммы сложных задач творчески ищущие педагоги строят ряд учебных ситуаций, в которых ученики должны учиться проникать в художественное окружение произведения в мир эстетических представлений и переживаний персонажей совершать художественно обоснованные действия, заложенные в логике произведения и осмысленные самим собой.

Работая над образностью произведения, важно прежде всего
понять и выразить его идейный строй. Понимание идейной стороны является самой главной и специфической стороной произведения. Ошибаются те педагоги, которые считают, что идейность произведения «приходит» к участнику сама собой после того, как им удалось построить художественный образ. Без четкой идейной направленности он лишен убедительности. Работа над идеей произведения фактически осуществляется с самого начала и продолжается в течение всего учебного процесса. Однако только на основе овладения художественным образом работа над его идейностью приобретает качественно новый уровень, ибо она не проявляется вне образа, и, только полноценное его воплощение создает условия для убедительной передачи идейной направленности.

Работая над идейно-художественным строем произведения, педагог стремится к тому, чтобы у участника возник живой образ персонажа (явления, события), наделенного неповторимыми индивидуальными чертами - своеобразной реакцией на окружающее, манерой держаться, интонациями голоса и т. п. Вместе с тем педагог обращает внимание на необходимость через индивидуальное и особенное выразить типически обобщенное явление. Таким образом, начиная от первых шагов — правильного построения представлений об изображаемом, до идейно-художественного образного воплощения произведения в своей исполнительской деятельности участники должны проделать большую и кропотливую работу. Проникнуть в социальную жизнь общества, в строй - мыслей и идей, «войти внутрь» многих внешних обстоятельств, наложивших отпечаток на особенности персонажа; всякий раз неповторимо индивидуально запечатлеть образную структуру произведения.

Вот почему каждый участник вносит в произведение свое видение и чувствование. Педагог же призван так организовать процесс, чтобы он смог, «разбудив фантазию», создать полноценный идейно-художественный образ. Участник как бы встает в позиции автора, стремясь понять идею произведения, которая часто не лежит на поверхности, его современников — деятелей культуры и искусства, критиков, зрителей, педагога-художника, чтобы правильно воспринять его интерпретацию и оценку идейно-художественного замысла. Вместе с тем на основе всего этого он вырабатывает свою собственную гражданскую позицию, ему есть что сказать зрителю.

Как показывает изучение опыта деятельности ряда коллективов различных жанров, все чаще используются упражнения и задания, формы образовательной деятельности, направленные на художественно-эстетическое и нравственное развитие участников.

В учебно-образовательной работе есть разные виды деятельности.

Первый из них непосредственно связан с учебно-художественными задачами коллектива. Педагог устраивает посещение музеев, выставок, организует беседы, лекции, дискуссии, на которых участники изучают материал, необходимый, для полноценного разучивания произведений репертуара (тематического плана).

Второй – это учебно-образовательная деятельность, направленная на расширение и обогащение знаний участников в избранном виде художественного творчества.

Третий вид- это учебно-образовательная деятельность, способствующая обогащению общественно-политического, культурного и художественного кругозора. Этому служат посещение лекций и бесед, участие в диспутах и встречах по общественно-политическим темам, вопросам культуры и искусства, занятия в школах и т.д.