Базовые принципы консолидации

Новые стандарты IFRS (International Financial Reporting Standards) заменят старые IAS (International Accounting Standard) с 1-го января 2013 года.

 

Прежде всего для компаний группы утверждается единая учетная политика. Если дочерняя компания использует иную учетную политику, то перед консолидацией необходимо сделать корректировки в отчетности этой дочерней организации исходя из правил учета, применяемых материнской компанией. Если использование единой учетной политики представляется нецелесообразным и невыполнимым, то этот факт должен раскрываться с указанием статей консолидированной отчетности, к которым применялась различная учетная политика.

Финансовая отчетность материнской (головной) компании группы и ее дочерних организаций готовится на одну отчетную дату. Если даты финансового года не совпадают, то дочерняя компания готовит отчетность на отчетную дату группы.

В случае если компания будет находиться под совместным контролем двух компаний, то для целей консолидации используется метод пропорциональнойконсолидации (основной подход) и метод долевого участия (альтернативный подход).

При методе пропорциональной консолидации баланс (отчет о финансовом положении) участника включает часть активов, которые он контролирует совместно, и часть обязательств, за которые он несет совместную ответственность. Отчет о комплексной прибыли и убытках участника включает его долю в доходах и расходах совместно контролируемой компании.

 

3. Консолидированная финансовая отчетность на территории России Законодательство по применению МСФО на территории России : 1. Федеральный закон от 27.07.2010г. от № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107 Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № 35) 3. Приказ Минфина России от 22.11.2011 № 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности" 4. Письмо Минфина России от 12.12.2011 № 07-02-06/240 Об официальном опубликовании документов международных стандартов финансовой отчетности 5. Приказ Минфина России от 25.11.2011 №160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (15.12.2011) Введены в действие на территории России 38 стандартов и 31 разъяснение по ним. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.03.2012 № 179 "О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетностью" (19.03.2012) Предусмотрена сдача консолидированной отчетности в Федеральную комиссию по финансовым рынкам (кроме кредитных организаций). 7. Указание ЦБ РФ от 16.01.2013г. № 2964-У «О представлении и опубликовании кредитными организациями годовой финансовойотчетности, составленной в соответствии сМеждународными стандартами финансовой отчетности.   Самым значимым для практики бухгалтерского учета в России событием конца июля 2010 стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". С его вступлением в силу МСФО в России получили о законодательный" статус. Законом устанавливаются "общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации". Закон дает четкое определение понятия консолидированной финансовой отчетности: "для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО)". Пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ, определяет виды организаций, на которые распространяются его требования. Они распространяются: 1) на кредитные организации; 2) на страховые организации; 3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ "порядок представления и (или) публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации". Также пунктом 4 рассматриваемой статьи Закона специально устанавливается, что "особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации". Пункт 1 статьи 3 Закона гласит: "консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО". Это означает, что именно методология, определяемая Советом по МСФО, должна использоваться российскими организациями при составлении консолидированной отчетности. Однако пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 208-ФЗ уточняет "на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации". Приказом МФ РФ от 25.11.2011г. № 160н официально переведенные на русский язык и прошедшие в установленном порядке экспертизу международные стандарты и разъяснения к ним приняты для применения на территории России. Следовательно, официальное признание МСФО "для применения на территории Российской Федерации" в общем порядке в настоящий момент уже наступило. Консолидированная отчетность по МСФО за 2012 должна составляться в соответствии с законом. Пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 208-ФЗ определяет, что организации становятся обязанными составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность "начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи". Часть вторая данной статьи гласит, что "организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год". Согласно Закону "годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется: 1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; 2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации В соответствии с требованиями закона № 208-ФЗ годовая консолидированная отчетность организаций является публичной. Это определяется пунктом 1 статьи 7 Закона, в соответствии с которым "организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность". Согласно пункту 2 статьи 7 "консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение". Отметим, что данное определение понятия "опубликованная отчетность" отвечает трактовке этого термина в МСФО. К "информационным системам общего пользования", со всей очевидностью, относится и интернет. Из этого можно сделать вывод, что размещение организацией своей годовой консолидированной отчетности в интернете является выполнением требования закона об ее (отчетности) публикации Согласно Указанию ЦБ РФ от 16.01.2013г. Кредитные организации представляют годовую финансовую отчетность (кроме годовой консолидированной финансовой отчетности), составленную в соответствии с МСФО (далее - финансовая отчетность), за отчетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря, в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, в сроки, установленные Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", (в ред.от от 27 декабря 2012 года N 76). Финансовая отчетность кредитной организации за период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, должна быть подтверждена аудиторской организацией, за исключением финансовой отчетности материнской кредитной организации группы организаций, годовая консолидированная финансовая отчетность которой подтверждается аудиторской организацией в соответствии с Федеральным законом N 208-ФЗ. Кредитные организации самостоятельно принимают решение об опубликовании и способе опубликования финансовой отчетности, подтвержденной аудиторской организацией (отдельным изданием, либо в средствах массовой информации, либо на сайте кредитной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). Указание применяется начиная с финансовой отчетности за 2012 год. Таким образом, кредитные организации составляют за 2012 год: - бухгалтерскую отчетность в соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете»; - индивидуальную финансовую отчетность по МСФО в соответствии с указанием ЦБ РФ; - консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законом «О консолидированной финансовой отчетности».     2. Методы и процедура составления отчетности по МСФО, применяемые в России. В настоящее время выделяют два основных метода подготовки отчетности в соответствии с МСФО: корректировка (трансформация) российской отчетности и ведение параллельного учета (конверсия) и составление отчетности на основе его данных. : Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности - это процесс составления отчетности в соответствии с МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета. . Метод параллельного учета предполагает работу с двумя и более планами счетов. Каждая операция одновременно отражается в учетных регистрах как в соответствии с требованиями российских, так и международных стандартов. Метод параллельного учета хотя и сложен, но в большей степени поддается автоматизации, в результате чего значительно снижается трудоемкость работ по составлению комплекта финансовой отчетности по МСФО, повышается уровень достоверности такой отчетности. . На начальных этапах применения МСФО метод трансформации наиболее целесообразен, поскольку: - в соответствии с МСФО необходимо представление сравнительных показателей как минимум за один период (вести параллельный учет задним числом дорого и нецелесообразно); - период постановки и ведения параллельного учета по МСФО значительно превосходит по продолжительности период трансформации отчетности; - в настоящее время ощущается объективная нехватка профессионалов для построения и ведения параллельного учета. Трансформация включает подготовительный, основной и технический этапы. Подготовительный этап включает следующие операции: - разработку учетной политики по МСФО в целях максимального сближения учетной политики российского бухгалтерского учета и МСФО в целях уменьшения расхождения статей учета при трансформации; - выполнение требований МСФО (IFRS) 1 и составление начального баланса; - выбор валюты оценки и валюты представления отчетности; - анализ корпоративной структуры компании для определения дочерних и зависимых предприятий, которые необходимо включить в отчетность для составления консолидированной отчетности по МСФО; - расчет входящих остатков в качестве базы для трансформации; - анализ всех операций компании в целях выявления различий в учете объектов по российским и международным стандартам, а также сбор информации, необходимой для расчета трансформационных корректировок. Например, анализируется балансовая стоимость основных средств, поскольку начисление амортизации, согласно МСФО, отличается от российской схемы; - разработку плана счетов по МСФО и таблицы соответствия российского Плана счетов плану счетов по МСФО; - разработку трансформационной модели, т.е. системы трансформационных таблиц, позволяющих с помощью корректирующих проводок пересчитать позиции отчетности; - осуществление реклассификации счетов и составление бухгалтерских проводок по переходу с российского на международный план счетов. Основной этап трансформации включает: - поиск и определение различий в подходах к ведению бухгалтерского учета и отчетности по МСФО и РПБУ; - подготовку корректировочных записей на основе существующих различий в учете. Технический этап трансформации включает: - подготовку трансформационных записей; - составление корректировочных проводок; - создание рабочей трансформационной таблицы; - заполнение форм отчетности в соответствии с форматом МСФО .При этом до формирования консолидированной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними структурами, а также между последними. Консолидация отчетности выполняется в два этапа: сначала построчно суммируются показатели отчетности компаний группы, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты (корректировки) по обязательствам, имуществу, финансовым результатам, относящимся к деятельности компаний внутри группы.