Индивидуальные качества и стиль деятельности человека

Индивидуальность и личность.

Лекция 3.

1. Индивидуальность и личность.

2. Индивидуальные качества и стиль.

3. Основные теории личности.

4. Проблема личности в современной психологии.

5. Роль семьи в развитии личности ребёнка.

6. Семья как социальный институт.

7. Стили семейного воспитания.

 

В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру.

Понятие ≪индивид≫ рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству.

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, т.е. не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди.

Понятие ≪субъект≫, связан с пониманием того факта, что активность исходит именно от него, а не извне. Субъект как носитель активности сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.

Понятие ≪личность≫ подразумевает те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации.

Так как все люди, не подвергшиеся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (дети-Маугли), испытывают эти воздействия среды, следовательно, каждый человек является личностью в этом плане, потому что его индивидные предпосылки развития психики изменяются под воздействием культуры, социума.

 

Интерес к индивидуальным особенностям, отличающим людей друг от друга, возник еще в античности. К этому же периоду относятся и первые теории, объясняющие природу темперамента —так была названа эта характеристика человека.

Известные ученые Гиппократ и Гален разработали гуморальную концепцию, связывающую темперамент с различными соками организма. Нарушение гармоничного соотношения этих соков (акразия) приводит к доминированию одного из типов темперамента — флегматического, холерического, меланхолического или сангвинического.

В XIX и XX вв. появились новые концепции, связывающие темпераментальные качества с конституцией —строением черепа, чертами лица (Кречмер) или пропорциями тела (Шелдон), при которых размер лба или губ, рост и полнота человека связывались с определенными качествами —добротой или злобой, подвижностью или апатией.

Эксперименты И.П. Павлова позволили выявить физиологические основы темперамента, связанные с работой нервной системы.

Впоследствии труды других физиологов и психофизиологов позволили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которые определяют особенности появления психологических черт.

В то же время исследования В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, В.Л. Небылицына, Г. Айзенка, Г. Олпорта, Р. Кеттела и других психологов достоверно показали невозможность отождествить физиологические основы темперамента с психологической индивидуальностью, со степенью активности, эмоциональности или быстроты реакции людей.

В настоящее время описано шесть основных психодинамических качеств:

1. импульсивность —рефлексивность,

2. пластичность —ригидность,

3. экстравертность —интровертность,

4. экстрапунитивность —интрапунитивность,

5. эмотивность,

6. способности.

Каждое качество имеет как бы два полюса, характеризующие психологические проявления при крайних (верхнем и нижнем) уровнях развития данного параметра.

Импульсивность - рефлексивность характеризует соотношение ориентировочной и исполнительской частей деятельности. У импульсивных людей свернута ориентировка (иногда практически отсутствует), они сразу же приступают к исполнению, которое часто бывает ошибочно из-за недостаточно адекватного понимания условий и задач деятельности.

Рефлексивные люди, наоборот, прежде чем начать что-либо делать, обязательно должны досконально разобраться, как и что им требуется выполнить, поэтому при развернутой ориентировке у них свернуто исполнение, которое часто уже с первого раза проходит безошибочно.

Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. Противоположное качество —ригидность характеризует невозможность такого быстрого переключения, фиксацию на каком-то настроении или действии. Ригидные люди часто просто не могут начать новое дело до того, как кончили старое.

Экстравертность или интровертностъ характеризует степень открытости миру, доверия к окружающему, которое, развиваясь в течение жизни, обусловливает контакты человека с внешним миром.

Экстраверты —это люди, изначально открытые миру и доверяющие ему, они легче сходятся с окружающими. Отсутствие барьера в общении помогает не только вступать в контакты с незнакомыми, но и преодолевать конфликты, легко входить в новые компании и т.д. Для интровертных людей такая широкая связь с миром крайне затруднительна. Их закрытость, жесткие барьеры, препятствующие общению, приводят к тому, что новые ситуации, новый человек воспринимаются первоначально настороженно и лишь пост епенно это недоверие проходит.

Такое качество, как экстрапунитивность (или интрапунитивностъ), связано с оценкой сложных ситуаций, реакцией человека на фрустрацию, т.е. барьер, вставший на пути реализации потребности. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства в случае неудач становятся их причиной.

Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других.

Эмотивность—качество, которое характеризует эмоции человека. Оно проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой).

Бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. Если у человека низкий эмоциональный порог, то он будет чаще испытывать, например, чувство вины и высоко оценивать значение этой черты, в отличие от человека с высоким эмоциональным порогом.

Форма эмоциональной реакции характеризует степень ее внешней выраженности. У некоторых людей их эмоции ≪написаны на лице≫, они ясны всем (открытая форма), а другие ≪закрыты≫, и никто не догадывается о том, как им тяжело или весело. Чем более низкий порог эмоциональной реакции и чем более скрытая форма этой реакции у человека, тем менее устойчив он к стрессам, тем труднее ему общаться с окружающими, так как любое, даже мелкое замечание вызывает у него сильные, но незаметные для других эмоции.

 

Способности были выделены в качестве одной из ведущих характеристик человека еще в античности, где они связывались с интеллектом и ораторским искусством, а также с быстротой усвоения материала. В XVII—VIII вв. исследование способностей привело ученых к мысли о том, что возможен и другой подход к их определению.

С точки зрения французских просветителей (Дидро и Гельвеция), именно среда (то обучение и воспитание, которые получает ребенок) является важнейшей образующей его судьбы, определяет его умственное и личностное развитие, его социальный статус и успехи.

При этом под способностями они понимали возможность хорошо или отлично выполнить определенную деятельность. Таким образом, способности исследовались только в ходе выполнения определенного задания и имели качественную характеристику —уровень выполнения.

В то же время и в современной психологии при определении способностей учитывается два параметра: уровень выполнения деятельности, тесно связанный с социальной ситуацией, обучением, и темп обучения, скорость переработки информации, которая является психодинамическим качеством, обусловленным врожденными задатками.

Психодинамические, природно обусловленные способности получили название текучих. Этот термин, использованный первоначально Д. Гилфордом и Р. Кеттелом, текучие способности связаны, с общим уровнем интеллекта, с умением отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости.