Внешней торговли

Внешний рынок и проблемы регулирования

Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Зародившись в глубокой древности, она претерпела затем существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Расширение международной торговли тесно связано с глобализацией мировой экономики, в результате которой международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяя в их рамках конъюнктуру, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития. В сфере международной торговли существует острейшая конкуренция, поскольку здесь сталкиваются интересы практически всех субъектов мировой экономики.

Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта, дополняемых реэкспортом и реимпортом. Экспорт – вывоз товаров за границу для их реализации на внешнем рынке. Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных товаров, не подвергавшихся переработке в данной стране. Импорт – ввоз товаров в страну для их реализации на внутреннем рынке. Реимпорт – обратный ввоз в страну ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергавшихся обработке за рубежом.

Одной из особенностей мирового рынка является то, что цена товара здесь образуется в интернациональном масштабе на базе национальных стоимостей тех стран, которые выступают основными поставщиками данного товара на мировой рынок. Как и на внутреннем рынке, мировая цена отдельного товара отклоняется от рыночной стоимости под воздействием спроса и предложения.

Формирование интернациональной рыночной цены имеет определенные отличия от формирования цен внутреннего рынка. Происходит это потому, что перелив (перемещение) средств между странами далеко не свободен. Кроме того, в международный обмен поступает наиболее конкурентоспособная продукция, имеющая низкие издержки и лучшие потребительские свойства. Это связано с тем, что для производства экспортных товаров, как правило, применяют наиболее передовые технологии и интенсивно используют особенности природных условий.

В основе международной торговли лежат специализация и сравнительные издержки или преимущества. Внешняя торговля является тем механизмом, с помощью которого страны могут, развивая специализацию, повышать производительность использования ресурсов и таким образом увеличивать объемы производства и дохода. Принцип сравнительных преимуществ гласит, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться в той стране, в которой ниже вмененные или альтернативные издержки. Отсюда следует, что страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена другими факторами производства (теория Хекшера–Олина).

Допустим, что используя все свои ресурсы страна «А» может производить или 30т пшеницы, или 30т сахара, а страна «Б» – или 20т сахара, или 10т пшеницы. Для удовлетворения собственных потребностей стране «А» требуется 18т пшеницы и 12т сахара, а стране «Б» – 8т пшеницы и 4т сахара. Пропорции обмена внутри стран: «А» – 1т пшеницы = 1т сахара; «Б» – 1т пшеницы = 2т сахара.

Если страны специализируются, то страна «А» произведет 30т пшеницы, а страна «Б» – 20т сахара. Пропорция мирового обмена установится скорее всего на уровне 1т пшеницы = 1,5т сахара. При пропорциях мирового обмена страна «А» будет экспортировать пшеницу и импортировать сахар, а страна «Б» – наоборот. Обе страны при этом окажутся в выигрыше, показанном в табл.4.

Таблица 4