Бюджетный дефицит и государственный долг

 

Формирование и исполнение государственного бюджета при определенных негативных условиях может привести к образованию бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит бюджета– это сумма, на которую в данном периоде расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит возникает в силу ряда причин: 1) спад производства; 2) рост предельных издержек в общественном производстве; 3) эмиссия денег, не обеспеченная товарами; 4) экономически необоснованное расширение социальных программ; 5) рост затрат на военно-промышленный комплекс и армию; 6)рост оборотов теневой экономики, большие непроизводственные расходы, хищения и потери, что снижает величину учтенного ВВП и его налогооблагаемую часть. Бюджетный дефицит – одно из самых отрицательных экономических явлений типа кризиса, инфляции, безработицы. Однако без таких явлений рыночная экономика теряет способность к развитию и росту. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита. Если в обществе сохраняется сбалансированное с товарной массой количество денег, то покрыть бюджетный дефицит можно за счет выпуска государственных займов, увеличения налогов или сокращения бюджетных расходов. Покрыть бюджетный дефицит можно и путем увеличения денежной массы в обращении, но не путем простого печатания дополнительных денег, а посредством создания дополнительных резервов денег в коммерческих банках (система Сеньораж).

Бездефицитность бюджета не является признаком здоровой экономики, но и мириться с дефицитом долго – нежелательно. В мировой практике используется несколько концепций регулирования бюджета и обеспечения его бездефицитности: 1) ежегодное балансирование бюджета; 2) циклическое балансирование бюджета; 3) балансирование экономики, а не бюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к образованию и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопившихся за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом положительных сальдо бюджета за то же время. Государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внешний долг государства – это долг иностранным правительствам, организациям и частным лицам. За этот долг и проценты по нему стране приходится отдавать наиболее ценные товары и услуги, а население в результате этого становится беднее. Внешняя задолженность России на начало ХХI века оценивается в 145 млрд дол., а расходы по его обслуживанию составляют 15–20 млрд дол. в год. Суммарная задолженность иностранных партнеров перед Россией оценивается в 140 млрд дол. Однако следует признать, что равноценность этих долгов разная и иностранный долг перед Россией вряд ли будет погашен.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Сумма внутреннего долга огромна, но не имеет однозначной оценки, так как законодательно не установлен механизм оценки долгов государства, оставшихся в наследство от советского периода. Нарастание внутреннего долга экономически менее опасно для национального хозяйства, чем внешнего, так как при его погашении не происходит оттока материальных ценностей за рубеж. Опасность внутреннего долга кроется в обострении социальных отношений в обществе. Специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. Дают в долг государству наиболее состоятельные граждане, имеющие средства для покупки государственных ценных бумаг, а для обслуживания этого долга используются налоговые сборы, уплачиваемые и самыми бедными. Таким образом, усиливается имущественное расслоение населения и возрастает социальная напряженность в обществе.

В целях обслуживания и сокращения государственного долга правительство использует различные способы мобилизации финансовых ресурсов, главным образом, путем выпуска облигационных займов, денежной эмиссии и изменения налоговой политики.