Основные элементы ж.д. пути - земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения.

К земляному полотну относятся насыпи и выемки с водоотводными и защитными сооружениями. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках железнодорожного пути общего и необщего пользования должна соответствовать верхнему строению железнодорожного пути. На существующих железнодорожных линиях до их реконструкции допускается ширина земляного полотна на однопутных железнодорожных линиях - не менее 5,5 м, двухпутных - не менее 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах - на однопутных железнодорожных линиях - не менее 5,0 м, двухпутных - не менее 9,1 м. Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны железнодорожного пути.

К элементам верхнего строения пути относятся рельсы, рельсовые скрепления, шпалы- деревянные или железобетонные, стрелочные переводы и глухие пересечения.

Рельсы непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, а также направляют движение колес в прямых и кривых участках пути. Длина рельса 25 м. Рельсовый стык – самое напряженное место пути, поэтому переходят на бесстыковой путь, когда рельсы сваривают в плети длиной до 800 м. На всем протяжении железнодорожной линии, на которой осуществляется движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч, должен быть уложен бесстыковой железнодорожный путь.

· Стрелочные переводы служат для соединения или ответвления путей.

· Глухие пересечения применяют для пересечения двух путей в одном уровне.

· Искусственные сооружения :

мосты – обеспечивают пересечение водных преград, виадуки и эстакады устанавливают в местах глубоких оврагов, путепроводы-обеспечивают пересечения железных дорог с другими транспортными путями (железными или автомобильными дорогами) в разных уровнях, тоннели- позволяют пересекать горные хребты или возвышенности.

Невозможно расположить ж.д. линию в горизонтальной плоскости- на площадке. Участки , на которых линия по направлению движения поднимается, называют подъемами, а там где она спускается- спусками. Для подъемов и спусков принято общее название- уклон, величину которого i определяет отношение разности разницы высот между точками перелома профиля и длиной элемента. Величина уклона выражается в тысячных долях. Например при подъеме линии протяжением 1000м на 12 м уклон составит 12:1000= 0,012, протяжением 2000м на те же 12м уклон 12:2000=0,006. Крутизну уклонов указывают и целым числом со знаком%0 , в нашем примере- 12 и 6.

Уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии, который для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно - спуском;

 

 

Железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты должны располагаться на горизонтальной площадке. В отдельных случаях допускается расположение их на уклонах не круче 0,0015, а в трудных топографических условиях проектирования - не круче 0,0025.

Для обхода естественных препятствий (болот, гор, озер,рек) железнодорожную линию отклоняют от прямого направления, что вызывает устройство кривых участков пути. Кривые различаются направлением (поворот вправо и влево) и крутизной, которая зависит от радиуса.

 

· Номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках железнодорожного пути и на кривых радиусом 350 м и более - 1520 мм. (Э)

 

Для уменьшения динамических воздействий на путь и плавного вписывания подвижного состава в кривых участках пути наружный рельс возвышается над внутренним. Ширинаколеи увеличивается по нормам.

Ширина колеи на более крутых кривых должна быть: (Э)

· при радиусе от 349 до 300 м - 1530 мм;

· при радиусе от 299 м и менее - 1535 мм.

.

Величины отклонений от номинальных размеров ширины колеи, не требующие устранений, на прямых и кривых участках железнодорожного пути не должны превышать по сужению -4 мм, по уширению +8 мм, а на участках, где установлены скорости движения 50 км/ч и менее, - по сужению -4 мм, а по уширению +10 мм.