Социальная и обрядовая практика ислама

Социальной деятельности (с акцентом на помощь нуждающимся) в исламе уделено значительное внимание, поскольку вне ее всякая религиозность считается лишь видимостью. Мусульманская община выполняет миссию свидетельства перед человечеством, и потому основными принципами существования в ней должны быть добрый совет и взаимопомощь.

Социальная организация мусульманского общества связана с концепциями имамата и уммы.

Имамат – институт верховного руководства мусульманской общиной (уммой), сочетающей светскую и духовную власть.

В исламе нет официального института духовенства в общепринятом смысле этого слова. Можно выделить несколько категорий лиц, руководящих тем или иным видом деятельности мусульманской общины: мулла, муэдзин (служитель культа); кади (судья); факих (авторитет в области права); улем (авторитет в области богословия); имам (духовный (иногда и светский) лидер общины); халиф (руководитель государства).

Священное место ислама – Кааба – святилище в форме куба, построенное, согласно преданию, Ибрахимом (Авраамом); мечеть пророка в Медине; Иерусалим, почитаемый в качестве первой киблы (направления, лицом к которому становятся верующие во время молитвы), а также как место, откуда Мухаммед вознесся на небеса.

Социально-практическая направленность ислама как религии предопределила ту роль, которую в жизни верующих играет мусульманское право (фикх). В числе его источников – Коран; Сунна; иджма (единогласие), единое мнение знатоков права по какому-либо вопросу, не нашедшему отражения в Коране и Сунне; кияс, суждение по аналогии с содержанием Корана и Сунны.

Система мусульманских законов, охватывающих личную и общественную сферы, зафиксирована в шариате, оформившемся в VIII в. Шариат – каноническое право, предельно детализированное и включающее юридические нормы и правила поведения. Шариат функционирует в согласии с адатом – обычным правом, базирующимся на местных нравах и традициях.

Вид поступка Его оценка  
Ваджиб Обязательные: исполнение – благо, неисполнение - грех
Мандуб Признаваемые: исполнение – благо, неисполнение не есть грех  
Муба Нейтральные: нет ни запретов, ни поощрений  
Макрух Непредосудительные: исполнение не наказуемо и не поощряемо  
Харам Запретные: исполнение наказуемо  

 

Одним из основных обрядов в исламе является обрезание, проводимое обычно в семилетнем возрасте. Обрезание является знаком принадлежности к исламу, исламской общине, а также символом перехода в новое «взрослое» состояние, инициации.

Бракосочетание в исламе закрепляется и осуществляется духовными лицами и сопровождается чтением четвертой суры Корана (о роли женщины в семье). Существуют определенные процедуры развода для женщин и для мужчин. Разрешено многоженство (четыре жены), в случае если мужчина может позволить себе содержать нескольких жен.

Погребение сопровождается чтением особых сур Корана и осуществляется по возможности в день смерти; при этом верующего опускают в землю в саване (гроб не используется), лицом в направлении Мекки.

Мусульманам запрещено есть свинину, употреблять спиртные напитки, играть в азартные игры. Согласно установлениям ислама, женщины должны закрывать свое тело и лицо от взоров посторонних; они не могут посещать мечеть. Мужчины же ходят с покрытой головой, нося тюбетейки или чалму (длинное полотнище ткани, особым образом обернутое вокруг головы). Верующие носят четки с 99 или 33 бусинами, которые используются для славословия Аллаха.