Царствование Александра III: сложности и противоречия внутриполитического курса.
Александр III вступил на престол после убийства своего отца в 1881 г. и правил страною до 1894 г. Он родился в 1845 г. и был вторым сыном Александра II, и его не готовили для занятия престола. Новый император получил обычное для великих князей военное образование. После смерти старшего брата он стал наследником престола. Был женат на датской принцессе Марии Софии Фредерике Дагмар Датской, невесте своего умершего брата. Ко времени вступления на престол Александр III был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами и кругозором. Он считал, что в смерти его отца косвенно виноваты те преобразования, которые проводились в царствование Александр II. Кроме того, он был воспитан в монархическом духе и находился под сильным влиянием консервативного обер-прокурора Синода Константана Петровича Победоносцева. Поэтому с приходом к власти Александр III курс правительственной политики в корне изменился. В конце апреля 1881 г. был опубликован манифест, подготовленный К.П. Победоносцевым «О незыблемости самодержавия», в котором отмечалось, что император Александр III вступает на трон «с верой в силу и истину самодержавной власти». Все либерально настроенные министры, в том числе Лорис-Меликов и Милютин, после этого ушли в отставку. Россия вступила в период консервативно-реакционной политики. В августе 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Оно предусматривало введение усиленной или чрезвычайной системы управления в местности, где имели место акты террора, антиправительственная агитация, крестьянские бунты и другие антигосударственные действия. Вся власть в таких случаях передавалась генерал-губернатору, который имел право за нарушение общественной безопасности накладывать на виновных штраф в размере до 500 рублей или производить арест на срок до 3 месяцев. Генерал-губернаторы правомочны были закрывать в принудительном порядке органы печати и учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского. В «Положении» подчеркивался его временный характер, однако в реальной жизни просуществовало оно до падения самодержавия в начале марта 1917 г. Этот документ оказался очень удобным для властей в деле поддержания порядка в стране и пресечения антиправительственных выступлений. Для успешной реализации намеченного в «Положении» курса была увеличена численность корпуса жандармов. По всей стране с 1883 г. начинают создаваться отделения по охранению порядка и общественной безопасности, чаще называемые «охранкой». В их работе активно использовались кадры тайных агентов и провокаторов. С 1887 г. суды могли проводить закрытые заседания, объявляя слушающееся дело «секретным». В 1882 г. были введены в действие «Временные правила о печати». Власти стали закрывать многие либеральные периодические издания. Фактически снова стала вводиться жесткая предварительная цензура. «Университетский устав» 1884 г. уничтожил прежнюю университетскую автономию. Теперь ректоры стали назначаться правительством. Не считаясь с мнением университетской общественности, власти могли назначать и увольнять профессоров. Учебные программы подлежали утверждению в министерстве. Вводилась особая инспекция для контроля занятий студентов и для надзора за их поведением. В 1887 г. вышел циркуляр «О кухаркиных детях». В нем говорилось о запрете на поступление в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников, т.е. детей низших слоев общества.
К середине 80-х годов XIX века правительственный курс Александра III получил название курса «контрреформ». В 1889 г. вводится в действие «Положение о земских участковых начальниках». 2200 земских начальников заменяли институт мировых посредников и мировой суд. Они являлись должностными лицами, обладавшими широкими административными и судебными полномочиями, в том числе правами смещения выборных должностных лиц крестьянского самоуправления и правами наказания крестьян. Учреждая должность земских начальников, правительство отчасти восстанавливало помещичью власть над крестьянами, утраченную в 1861 г. Одновременно «Положение» разрушило раздельность судебной и административной власти, что было шагом назад. Земские начальники назначались из местных дворян губернатором и утверждались министром внутренних дел.
Летом 1890 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно изменило избирательную систему. При новом распределении земских гласных между тремя куриями дворянству отдавалось предпочтение: имущественный ценз для них понижался, а для городской курии повышался. После этого представители дворянства стали безраздельно господствовать в земских собраниях. Это новшество получило название «земской контрреформы 1890 года». По «Городовому положению» 1892 г. податный ценз, по которому в выборах могли участвовать все те, кто платил налоги, был заменен весьма высоким имущественным цензом. В результате от участия в выборах оказались отстраненными не только мелкие, но и часть средних собственников. Городские головы и члены управы были объявлены государственными чиновниками и сразу попали под контроль местной и центральной администрации. «Городская контрреформа» практически уничтожила городское самоуправление.
В целом эти «контрреформы» не могли остановить развитие страны по капиталистическому пути, они лишь на время приостановили дальнейшее социально-политическое развитие общества. А незавершенность капиталистических преобразований в деревне, феодальные пережитки, и как следствие низкий уровень жизни большей части народа, отсутствие гражданских свобод создавали предпосылки для будущих революционных потрясений в стране.