Человек, Вселенная, Бог в исламе

Священное Предание ислама

Священное Предание ислама – Сунна (араб, обычай, предание, а также путь). Сунну в совокупности составляют Сира (жизненный путь Мухаммеда, описанный до мельчайших подробностей) и хадисы – собственно предания о конкретных словах и делах Мухаммеда.

Хадис представляет собой ряд ссылок (иснад) на какой-либо текст предания и сам этот текст (матн). Таким образом, мусульманская точка зрения на тот или иной вопрос восстанавливается через перечисление мнений различных религиозных авторитетов, завершающееся мнением или деянием самого пророка. Разноплановость существующих хадисов способствовала выделению хадисоведения как отдельной отрасли мусульманской теологии.

Специфика толкования хадисов состоит в том, что они дают каждому мусульманину конкретный пример из жизни Мухаммеда в качестве образца для подражания. Сунна в целом как Священное Предание является руководством по повседневной религиозной практике и воспринимается как модель идеального поведения мусульманина.

 

Иудейско-христианское повествование о падении Адама принято и в исламе, однако Коран утверждает, что Бог простил Адаму его непослушание, которое в исламе не расценивается как первородный грех. Человек был создан Богом вопреки протестам ангелов и признан венцом творения, несущим в себе истину и ответственность, недоступную прочим тварям. Природа подчинена человеку, а сам человек подчинен воле Бога, исполнение которой является задачей его жизни. Однако человек обладает гордыней, которая считается величайшим грехом, поскольку отрицает ограниченность человека, его зависимость, его подчиненное по отношению к Богу положение. Истинная вера, таким образом, состоит в признании божественного единства, а весь ислам – в подчинении божественной воле.

Концепция греха в исламе связывается с Сатаной. Сатана (Шайтан, Иблис) – падший ангел, который, будучи одержим гордыней, некогда не подчинился Богу и отказался признать Адама, за что и был низвергнут. Сатана подвигает людей на совершение греха, и конец его злодеяниям будет положен только в Судный день. Человеческий род склонен к непослушанию, к греху; те, кто отрицает божественную истину, именуются в Коране куффар (неблагодарные). Однако для человека всегда есть возможность прощения, и искреннее раскаяние способствует его возвращению в изначальное состояние безгрешности, в котором он появился на свет.

Вселенную отличает предустановленный Богом порядок, каждая вещь в ней имеет свое место и создана в соответствии со своим предназначением. В определенном смысле Вселенная автономна, так как все в мире развивается по своим собственным внутренним законам, однако она не самодостаточна и не суверенна, поскольку эти законы предписаны Богом и строго ограничены его замыслом. Именно идея ограниченности является системообразующей в космологии и теологии ислама. Лишь Бог мыслится как безграничный, суверенный и самодостаточный.

Эсхатологическое учение ислама основано на идее Судного дня, когда придет конец света, мертвые воскреснут и будут судимы по делам их. Грешники будут гореть в адском пламени, праведники – наслаждаться удовольствиями в раю. Ад и рай определяются и как духовное, и как физическое состояние: помимо «материального» огня, грешники будут снедаемы пламенем «в собственном сердце», праведные же приобщатся к божественным радостям. Заступничество Мухаммеда может спасти грешника от наказания. Судному дню будет предшествовать приход махди мессии и его царствие.

Вероучение мусульман предусматривает и разделение социально-культурного пространства: ислам в широком смысле слова означает весь мир, подчиняющийся законам Корана; ему противопоставляется дар аль-харб – территория войны. В Коране выдвигается концепция джихада – священной войны, направленной на покорение «дар аль-харба» с целью утверждения ислама; в этой войне может быть использовано и оружие, однако она ни в коем случае не может вестись с корыстными целями.

Мусульманская концепция Бога (араб. Аллах) является строго монотеистической. Доктрина Троицы, принятая христианством, сурово осуждается. Поддержание предустановленного порядка в мире связывается с божественной справедливостью. Бог трактуется как личный Бог, который откликается на призыв человека, будь тот в нужде или в печали. Также он осуществляет руководство всем существующим на земле, в особенности людьми, указывая им прямой, праведный путь. Специфика мусульманской концепции Бога отражена в шахаде (свидетельство):

«Свидетельствую, что нет божества (иллях), кроме Бога {Аллах), и свидетельствую, что Мухаммед его раб и посланник». Несомненно, что исламский монотеизм формировался под влиянием иудаистских и христианских воззрений: недаром сам Мухаммед рассматривал свою деятельность как направленную на восстановление изначального единобожия, от которого отошли христиане и иудеи.

Особый статус в исламе занимают пророки (наби), которых мусульманская традиция насчитывает 124 тыс. Их функция – нести людям божественные заповеди. Те немногие из наби, которым Бог поручил донести до человечества священные тексты (св. Адам, св. Шит, св. Идрис, св. Авраам, св. Моисей и др.), называются посланниками (расул). Пророки, – с одной стороны, понимаются как посланцы Бога, отмеченные посредством сопровождающих их, хотя и не творимых ими, чудес или спасенные им (например, Иса, спасенный от распятия). С другой стороны, природа пророков всецело человеческая, без какого-либо намека на божественность. Бог не является пророкам воочию, но ниспосылает им откровения через ангелов либо через внутренний голос. Наиболее почитаемы в исламе и как наби, и как расулы Нух (Ной); Ибрахим (Авраам); Муса (Моисей); Иса (Иисус). Мухаммед является последним и самым значительным из пророков, так как он подводит итоги всем более ранним посланиям.