Священное Писание ислама

Священное Писание ислама – Коран (араб, qur', букв. – чтение); это слова Аллаха, открытые Мухаммеду в период с 610 по 632 г. Коран содержит 114 сур (глав), в которых более 6 тыс. стихов. Суры Корана имеют различную длину и подразделяются на две части: суры, открытые в Мекке, с содержанием этического, духовного плана, включая повествование о Судном дне; суры, открытые в Медине, затрагивающие вопросы общественного характера и описывающие политико-моральные принципы мусульманской общины (уммы). Самые ранние списки Корана датируются VII – VIII в., официальный канон был создан в начале XX вв. в Каире. Традиционно Коран издается на арабском языке.

Коран считается материальным воплощением несотворенного и извечного небесного оригинала, признается его непогрешимость во всех вопросах; подражание его стилю расценивается как святотатство.

 

По своему объему Коран сопоставим с Новым Заветом. Его суры имеют неодинаковую длину (от 3 до 286 айятов); первая из них, фатиха (открывающая), является короткой молитвой, далее суры располагаются в порядке от более длинных (и в то же – время более поздних) к более коротким (и более ранним). Каждая сура имеет введение, в которое входит заголовок, обычно не связанный с содержанием; басмала (молитвенная формула «Во имя Бога, милосердного и сострадательного»); указание на место «явления» суры (Медина или Мекка); в ряде случаев – особое сочетание букв (цель этого приема до сих пор не ясна). Ранние суры написаны ритмической прозой, состоят из коротких предложений, выразительны и поэтичны по форме. Повествование, как правило, ведется от первого лица множественного числа (мы), это речь Бога. Слова пророка предваряются приказанием: «Говори». Это призвано продемонстрировать, что Мухаммед высказывается лишь по божественному повелению. Повествование иногда нарушается своего рода диалогами, реплики которых отражают возражения противников Мухаммеда и его контрдоводы. В Коран включены истории о пророках и библейских персонажах, однако в них акцентируется не повествовательный, а дидактический аспект. Коран не производит впечатление цельного по исполнению, систематизированного сочинения.

Помимо Корана мусульмане почитают также писания пророков – предшественников Мухаммеда (Ибрахима, Мусы, Дауда, Исы, т.е. Авраама, Моисея, Давида, Иисуса), отождествляемые с отдельными частями Ветхого и Нового заветов, однако эти книги играют второстепенную по сравнению с Кораном роль, более того, их почитание основано на том, что они упомянуты в Коране.