Русское православие в XVIII—XX вв.

 

Укрепление самодержавия вызвало при Петре I необходимость в новых преобразованиях церковной иерархии. Патриарх Адриан, оппозиционно настроенный по отношению к насаждаемым Петром западным обычаям, провозгласил: «Глава всех есть патриарх, ибо он есть образ Христов». После смерти Адриана Петр не допустил избрания нового патриарха: по преданию, обнажив кортик, он произнес: «Вот вам патриарх!» Царь подчинил духовенство Монастырскому приказу, перевел священнослужителей на жалованье. Часть иерархов церкви протестовала, называя Царя антихристом. В 1721 г. Петр I издал манифест об учреждении Духовной коллегии, переименованной вскоре в Святейший правительствующий синод. Синод с 1722 г. возглавлялся обер-прокурором, назначаемым из числа сановников и высших офицеров. Церковные реформы Петра привели к привнесению в православие многих элементов, заимствованных у протестантизма, и еще большему подчинению церкви государству.

В конце XVIII в. православное духовенство столкнулось с проблемой широкого распространения в дворянской среде революционной идеологии Просвещения, зачастую облекавшейся в формы модного тогда масонства, что в числе других факторов привело к восстанию декабристов. Только надежная поддержка со стороны православного духовенства позволила молодому царю Николаю I успокоить эту смуту.

В XIX в. православному духовенству пришлось вести борьбу и с широко распространившейся в российском обществе идеологией панславизма, лидеры которого исказили лозунг графа Уварова, министра народного просвещения в правительстве Николая I, сформулировавшего основы российской государственности. В их интерпретации он стал звучать так: «Народность. Самодержавие. Православие». Церковь же выступала за первоначальную формулировку «Православие. Самодержавие. Народность», предупреждая о губительности каких бы то ни было перестановок.

Без сомнения, самый сильный удар по российскому православию был нанесен революционной идеологией начала XX в. В качестве экстраординарной меры в ответ на стремление революционеров к полному уничтожению христианской религии на территории России в 1917 г. на Поместном соборе 4—17 августа 1917 г. в Москве был восстановлен титул патриарха Русской православной церкви. Патриархом был провозглашен Тихон. Собор открыл целую эпоху конфронтации Русской православной церкви и советской власти, в течение которой церковь была практически обезглавлена, а священнослужители подвергались репрессиям. Тогда же в церкви зародилось обновленческое движение, несшее идеологию религиозного модернизма, но так и не получившее широкого распространения. Лишь в 1940-е гг., во время Великой Отечественной войны, советское государство и РПЦ в лице патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия пришли к определенному компромиссу. Политика Сергия (сергианство) была резко осуждена Русской православной церковью за рубежом (эмигрировавшими после революции церковными иерархами).