Церковная реформа и раскол. Сектантство в русском православии

 

Поскольку в Смутное время сгорел печатный дом и прекратилось печатание церковной литературы, в 1616 г. царским указом было поручено исправить в соответствии с греческими оригиналами текст церковного Требника. Первоначально «ревнители древнего благочестия» (Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопопы Аввакум Петров и Иван Неронов) стремились усилить национальное своеобразие русского православия. Но интенсивная экспансия Русского государства требовала в качестве идеологического обоснования доктрину, обеспечивающую не только национальное единство, но и право «нести православную веру» за пределы России. Такой доктриной стала концепция инока Филофея «Москва — Третий Рим», устанавливавшая историческую преемственность Москвы по отношению к первому Риму, «впавшему в латинскую ересь», и Второму Риму (Константинополю), захваченному турками. Ставший патриархом Никон, который ранее отстаивал решения Стоглавого собора, принялся исправлять богослужебные книги и церковную обрядность по греческим образцам.

На соборе 1654 г. необходимость исправления официально мотивировалась тем, что в старопечатных книгах много ошибок. Низшее духовенство и массы мирян выступили против такой церковной реформы патриарха Никона. Не следует сводить все разногласия никониан и старообрядцев к формальным особенностям: старообрядцы крестились не тремя, как предписывал Никон, а двумя пальцами, пели «аллилуйя» не три, а два раза (сугубая аллилуйя), писали не «Иисус», а «Исус». В церковном расколе отразились противоречия между различными сословиями русского общества, идеологическими и геополитическими доктринами. Старообрядцы подверглись массовым репрессиям — высылались в ссылку, их казнили, как, например, одного из наиболее ярких идеологов старообрядчества протопопа Аввакума. Они шли на самосожжение, отправлялись в эмиграцию, целыми общинами уходили в непроходимые леса Заволжья, Севера, Сибири. Сопротивление никонианам было настолько массовым, что, несмотря на жестокое преследование раскольников-старообрядцев со стороны царской администрации и официальной церкви, люди создавали так называемые поповские толки — отдельные церковные общины старого обряда, признававшие царскую власть (среди богатых слоев населения), и радикальные беспоповские толки (в основном в крестьянской среде), которые не подчинялись государственной власти, считали царя антихристом, а официальную церковь — еретической и антихристовой.

Неоднозначно сложилась и судьба патриарха Никона. Провозглашенная им формула «священство выше царства» привела к конфликту с царем Алексеем Михайловичем и низложению Никона 12 декабря 1666 г. Собор 1667 г., утвердив все никоновские реформы, осудил патриарха, лишил его сана. Собор также признал независимость патриарха в решении религиозных проблем, однако утвердил необходимость подчинения церкви светской власти, т.е. самодержавию.

С XVIII в. в России стали возникать мистические секты. Так, секта «божьих людей» — христововеров (в насмешку их называли хлыстами) отрицала всю официальную догматику и церковную обрядность. Вместо богослужения они проводили так называемые радения с шаманскими плясками, во время которых на некоторых участников снисходил «божий дух» в виде пророчеств. Позднее от этой секты откололись так называемые скопцы, которые с целью полного уничтожения «греховных» плотских влечений подвергали себя кастрации.

Возникали и рационалистические секты, представители которых, как некогда неоплатоники и гностики, пытались истолковывать христианское вероучение с позиции разума. К ним относятся духоборы (с 50-х гг. XVIII в.), молокане (духовные христиане, с 1765 г.), десное братство, илъинцы (с середины XIX в.) и др. Все они в духе патриархального общинного быта не признавали частной собственности на землю.

Кроме вышеперечисленных сект в рамках православной традиции существовали и существуют секты иоаннитов, иннокентъевцев, истинно православных христиан (ИПХ), субботников и др.