Возникновение христианства. Вопрос об историчности Христа

История христианства

Христианство: конфессии, учение и история.

Лекция № 2.


1. История христианства

1.1. Возникновение христианства. Вопрос об историчности Христа

1.2. Христианство и иудаизм

1.3. Становление христианства

1.4. Распространение христианства на территории Римской империи

2. Основы христианского вероучения.

2.1. Концепция Бога в христианстве

2.2. Основные религиозные догматы христианства

2.3. Священное Писание христианства

2.4. Обрядовая практика христианства

2.5. Христианские религиозные праздники


 

Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в результате взаимодействия монотеистической традиции иудаизма с религиозными верованиями древних греков и римлян, а также народов Передней Азии. Христианство не является единой религией. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм.

Основателем христианства является Иисус Христос — странствующий проповедник, пророк, живший в Иудее в I в. н.э., распятый по приговору римского прокуратора (наместника) Понтия Пилата и иерусалимского Синедриона. Ииусус (евр. Иешуа, Йошуа) — имя собственное, Христос — греческий перевод древнееврейского слова помазанник (мессия, мешиах), первоначально означавшего в иудаистской традиции царя-спасителя из рода (колена) царя Давида.

Если историчность основателей других мировых религий считается доказанной, то историчность Иисуса до сих пор вызывает споры среди религиоведов, историков, богословов. Существует две точки зрения на этот вопрос, представленные двумя научными школами:

1) «историческая школа» полагает, что Иисус существовал как реальная историческая личность. В пользу этого говорят не только тексты Священного Писания христиан, в частности 4 Евангелия (греч. благая весть) — от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, но и свидетельства античных историков и литераторов (Иосиф Флавий, Плиний Младший, Тацит);

2) «мифологическая школа» рассматривает Иисуса как вымышленное лицо, персонаж мифологии. Свою точку зрения представители этой школы аргументируют указанием на популярность в эпоху возникновения христианства легенд об умирающем и воскресающем боге, наличие культов, предполагающих ритуальное убиение вождя или его сына, противоречия между отдельными текстами Священного Писания и т.п.

Элементы политеистических религий поздней античности в христианстве

Христианство Язычество
Культ Христа Спасителя Культы богов-спасителей Осириса (Египет), Диониса (Греция), Таммуза (Вавилон), Адониса, Аттиса (Азия)
Миф о смерти и воскресении Бога как искупительной жертве Осирис (Египет), Аттис (Азия), Дионис 3агрей (Греция)
Празднование Рождества Христова в день зимнего солнцестояния (25 декабря) Празднование Рождества Митры в день зимнего солнцестояния
Культ Богоматери Культ Исиды (Египет)
Вера в лучшую участь в загробной жизни, учение о спасении души Эллинистические мистерии  
Культ Логоса – божественного Слова Неоплатонизм, гностицизм