Религия как феномен духовной культуры

 

Религия представляет собой сложный комплекс верований и практик. Термин происходит от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно. Попытки выделить наиболее существенные моменты в различных религиях терпят неудачу в связи с многообразием религиозных верований. Всегда остается возможность для контрдоводов; явления, существенные для одних религий, оказываются периферийными для других. Предпочтителен метод, который выделяет типичные, хотя и не универсальные, характеристики различных религий с целью определения, что такое религия в целом.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

С терминологической проблемой связан и вопрос о предмете религиоведения: изучение религии или изучение религий. Ошибочно полагать религию в общем смысле этого термина как нечто лежащее в основе всех религий.

Возможны два подхода к решению данной проблемы:

1. Религия понимается как абстракция, самая общая схема, нечто вроде родового понятия; религии – как различные виды ее конкретизации; путь исследования лежит от частного к общему.

2. Признается наличие некоторого идеального типа религии, к которому более или менее приближаются реально существующие религии; избирается путь от общего к частному.

Религия представляет совокупность систем, в которых тесно взаимосвязаны доктрины, мифы, ритуалы, институты и другие составляющие.

Изучение религии возможно в рамках трех подходов: теологического, философского и научного.

Наличие теологии (греч. богословие) характеризует особую стадию развития религии, а потому свойственно далеко не всем вероучениям. Теология предполагает объяснение религии с позиций самой религии, исходя из религиозного мировоззрения. Существование абсолюта не только не подвергается сомнению, но и является исходной посылкой при исследовании. Религия рассматривается как продукт божественного откровения и представляется совершенной и законченной. С точки зрения теологии религия не может быть рассмотрена в рамках исторического анализа, объяснена с помощью каких-либо философских или научных методов.

Философский подход к религии нацелен на выявление оснований религии в человеческом опыте, на ее критический, оценочный анализ, осуществляемый с помощью собственного методологического аппарата. Существование религиозного абсолюта в философии не считается постулатом, но также является положением, требующим доказательства. Религия анализируется как субъективный опыт, имеющий особенную природу.

Научный подход к объяснению религии был применен недавно, и причина этого кроется в необходимости накопления эмпирического материала. Наукой религия рассматривается как объективная данность. Этапы научного исследования включают формулировку целей и задач, выработку и закрепление методологии, осуществление анализа данных посредством собственного научного аппарата, дифференциацию науки и создание новых дисциплин на пересечении с другими областями научного знания.

Религиоведение как наука – комплекс научных дисциплин, изучающих религию как составную часть культуры человечества.

Предметом исследования здесь является весь контекст, в который вовлечена религия в культуре; религиозная картина мира, религиозное сознание, поведение; взаимодействие религии с другими сферами жизни. В рамках религиоведения изучаются и такие феномены духовной культуры, как теология и свободомыслие в их основных проявлениях и исторических формах; свобода совести; секуляризация.

Религиоведение как наука возникло во второй половине XIX в.; именно к этому времени был накоплен конкретный материал исторического, археологического, этнографического и лингвистического характера, сделавший возможным осуществление систематизированных и научно обоснованных исследований в данной сфере. Появление религиоведения ознаменовало собой попытку противопоставить теологическим догматам рациональное объяснение религии естественными социально-психологическими факторами. Основные принципы религиоведения как науки – объективность и нейтральность.

Задачи религиоведения:

· сбор информации о религии как объекте исследования;

· описание различных религий, их сопоставление и классификация;

· систематическая интерпретация собранного материала с целью выявления его значения;

· объяснение сущности и происхождения религии;

· исследование ее влияния на другие сферы общественной жизни, на сознание и поведение человека.

Для их реализации используются методы истории, филологии, литературной критики, психологии, социологии, антропологии и других наук.

Первый аспект осуществляется психологическим и историческим исследованием религиозной жизни, дополненным материалами археологии, этнографии, филологии и истории. Исторические факты – основа религиоведения. Однако оно не может быть полным без понимания природы, структуры и динамики религиозного опыта. Необходимо открыть закономерности, которые управляют религиозной сферой. Именно сосредоточенность на системе и структуре многочисленных сведенных воедино религиозных верований знаменует начало религиоведения как науки.

В современный период значение этой дисциплины возрастает. Данные религиоведения востребованы в других гуманитарных науках (философии, психологии), теологии, сфере государственной политики (реализация свободы совести, принципов мирного сосуществования) и образования (процессы гуманизации образования, профессиональная подготовка и духовно-мировоззренческая ориентация).

Исходя из методологии науки, можно вычленить два аспекта религиоведения – исторический и теоретический.

История религии изучает процессы возникновения и развития религии в целом и отдельных ее форм; она охватывает весь комплекс религиозно-общественных явлений: догматику, культ, церковные институты. Первые попытки представить картину исторического развития религии вне теологического подхода относятся к XVIII в. Первые фундаментальные труды по истории религии датируются началом XX в.

Теоретическое религиоведение включает ряд дисциплин, в числе которых философия, социология и психология религии. Они осуществляют дифференцированное исследование и используют установки и аппарат соответствующих общих дисциплин, обеспечивая многостороннее освещение предмета.

Философия религии предполагает интерпретацию религиозных феноменов в свете той или иной философской концепции. Ее задача – общее толкование религии, определение ее сущности. Основные темы философии религии:

· анализ сущности религии и формулировка ее общего определения;

· выявление онтологических основ религии в бытии человечества;

· исследование религиозного мировоззрения;

· изучение религиозной философии.

Философию религии необходимо отличать от религиозной философии (философское направление, исходящее из постулатов религии и рассматривающее взаимоотношения Бога и человека), а также от теологии.

Психология религии оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины на рубеже XIX – XX вв. Она изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, их влияние на различные сферы жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельных групп и индивидуумов и находится на стыке наук (религиоведения, философии, социологии, психологии). Развитие ее связано прежде всего с американской школой психологии (Уильям Джемс, Джеймс Леуба и др.). В Европе психология религии получила развитие в связи с исследованиями Вильгельма Вундта. В психологии религии существуют светское и конфессиональное направления. Ее философской базой являются позитивизм, прагматизм, феноменология.

Социология религии возникла в начале XX в. Ее основоположниками считаются Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм. Отдельные ее положения зафиксированы в трудах французских философов-позитивистов Огюста Конта и Герберта Спенсера. Социология религии изучает взаимоотношения общества и религии (в том числе воздействие религиозных представлений на социальную действительность, место религии в обществе); вопросы происхождения и сущности религии остаются вне рамок социологического исследования. Философская основа представлена позитивизмом, прагматизмом, феноменологией; в рамках дисциплины используются структурно-функциональный анализ, статистические, эмпирические, сравнительно-исторические методы.