Функциональные подсистемы

 

Как говорилось выше, ЭИС имеют сложную структуру, ориентированную на удовлетворение информационных потребностей пользователей различных уровней. Обычно выделяют функциональную часть, состоящую из подсистем.

Функциональные подсистемы обеспечивают информационное обслуживание определенных видов деятельности экономической системы, структурных подразделений или функций управления путем решения прикладных задач управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания обеспечивающей части, которая позволяет организовать функционирование всех подсистем на единой информационной, технической, технологической, математической, программной, организационной, эргономической и правовой основе.

Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс орга­низационно-экономических задач управления с высокой степенью инфор­мационно-логических связей.

Под задачей понимается некий процесс работы с информацией с четко определенным множеством входной и выходной информации, например: начисление сдельной заработной платы, учет отгрузки готовой продукции, составление плана производства на месяц и др.

Состав функциональных подсистем ЭАИС определяется особенностями организационно-хозяйственного объекта, его отраслевой принадлежностью, характером деятельности и может быть задан по предметному, функциональному, проблемному и смешанному принципам. Чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, который позволяет увязать структуру системы с организационной структурой объекта и функциями управления объектом и охватить все бизнес-процессы, обеспечивая управление производственными ресурсами предприятия (организации).

В качестве примера можно назвать такие функциональные подсистемы, как техническая подготовка производства, оперативно-производственное планирование, финансово-бухгалтерская деятельность, управление материально-техническим снабжением, управление кадрами и т. д.

Все эти подсистемы обеспечивают эксплуатацию прикладных задач ЭИС на основе единого комплекса технических средств, объединенного единым технологическим процессом с использованием общей для всего объекта информационной системы, опираясь на комплекс экономико-математических методов и моделей, поддерживаемых соответствующими информационно-программными средствами (общими и прикладными). При этом система создается и эксплуатируется в соответствии с набором правовых документов, а процессы взаимодействия персонала управления с системой должны быть организованы с максимальными удобствами для персонала и с использованием понятных ему терминов и языковых средств.

Важно, что при разработке функциональных подсистем производится тщательное изучение задач управления объектом, включающее очищение управленческих функций от второстепенных дублирующих операций. Обычно благодаря автоматизации удается ввести в систему дополнительные нестандартные функции, на которые при неавтоматизированном управлении не хватает сил и средств управленческого персонала. А это повышает эффективность работы предприятия (организации).

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями компании, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности. Функциональные подсистемы ИСУП могут строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному). Принципы предметной направленности использования ИСУП в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяются соответствующими подсистемами управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением, производством готовой продукции, персоналом, сбытом готовой продукции, финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали. Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы: прогнозирование, нормирование, планирование (технико-экономическое и оперативное), учет, анализ и регулирование, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления: маркетинг, производство, логистика, финансы.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде локальных ИС, импортирующих данные из корпоративной информационной системы, или в виде специальных подсистем в рамках КИС (например, информационной системы руководителя).

На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИСУП — это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

По функциональному принципу:

- стратегическое развитие;

- технико-экономическое планирование;

- бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами):

- техническая подготовка производства;

- основное и вспомогательное производство;

- качество продукции;

- логистика;

- маркетинг;

- кадры.

Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.