Обеспечивающая часть ИС

 

Организационное обеспечение. Организационное обеспечение выделяется как один из важнейших компонентов успешной разработки и эффективного функционирования ЭАИС, от которого зависит взаимодействие целей и функций системы, аппарата управления и разнообразных ресурсов. Основная цель организационного обеспечения — анализ существующей системы управления и разработка комплекса организационных решений, направленных на повышение ее эффективности. Оно необходимо для обеспечения взаимодействия персонала как с техническими средствами, так и между собой в процессе решения задач управления. В составе организационного обеспечения можно выделить:

- методические материалы, регламентирующие процесс создания и функ­ционирования системы, средства, необходимые для эффективного функцио­нирования АИС — комплексы задач, типовые структуры управления, унифи­цированные формы документов;

- техническую документацию, формируемую в процессе проектного обследования (техническое задание и технико-экономическое обоснование АИС), в ходе технического и рабочего проектирования (технический и рабочий проекты) и в период внедрения (документальное, оформление поэтапной сдачи системы в эксплуатацию);

- поскольку выполнение любой работы предполагает наличие исполните­лей, необходим коллектив специалистов аппарата управления, осуществляю­щий процессы анализа данных и принятия решений и занимающийся вопроса­ми разработки и развития самой системы управления объектом, что и составляет третью группу структурной схемы организационного обеспечения.

Организационное обеспечение объединяет в единую систему техническое, программное и информационное обеспечение. Для общего руководства разработками создается координационный совет, функциями которого являются: утверждение методологии автоматизации уп­равления, установление этапов создания АИС, принятие решений по воп­росам, возникающим на всех этапах работы. При создании локальных СОД, представляющих собой собственно базы данных или их совокупности, организационное обеспечение создается и ведется администратором системы управления базами данных.

Информационное обеспечение. Под информационным обеспечением принято понимать совокупность данных, языковых средств описания данных, программных средств обработки информации, а также процедур и методов ее организации, хранения, накопления и доступа к ней.

При разработке информационного обеспечения (ИО) решается ряд проблем. Часть этих проблем связана с необходимостью сбора, получения информации, подготовки данных для обработки и оперирования с ними вне компьютера, другая часть — с автоматизированной обработкой, поиском и хранением данных. В соответствии с этим в составе информационного обеспечения выделяется внемашинное и внутримашинное ИО.

Внемашинное информационное обеспечение. Создание внемашинного ИО предполагает определение состава объектов предметной области, их идентификацию, установление свойств объектов, отношений между ними, формализацию данных в соответствии с требованиями машинной обработки и разработку правил представления информации в соответствующих документах.

Внутримашинное информационное обеспечение. Внутримашинное ИО включает совокупность информационных массивов, баз данных (БД) и баз знаний (БЗ), процедуры организации, ведения, хранения и обработки БД и БЗ, методы и средства преобразования внешнего представления данных в машинное и обратно, описания хранимой и обрабатываемой информации. Внутримашинная информационная база является информационным отображением предметной области автоматизируемого объекта и состо­ит из одной или нескольких БД (БЗ). Под базой данных (БД) при этом понимается набор данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными.

Использование БД позволяет сократить избыточность хранимых данных, совместно использовать хранимые данные всеми пользователями информационной системы. Для описания хранимой и обрабатываемой информации БД используются внешний, концептуальный и внутренний уровни.

На внешнем уровне описываются информационные потребности конечного пользователя.

На концептуальном уровне описывается полное ин­формационное содержание базы: сведения о структуре обрабатываемой информации и о технологии ее обработки. Логические взаимосвязи в структуре БД организуются в соответствии с типом модели данных. Различаются три основ­ные модели: реляционная, сетевая и иерархическая, обладающие разными множествами информационных конструкций. Сведения о технологии обработки информации включают применяемые методы контроля информации, описание использования потоков информации и описание ограничений на доступ к информации.

Внутренний уровень определяет организацию данных в памяти ЭВМ и методов доступа к ним. Под организацией данных понимается относительно устой­чивый порядок расположения записей в памяти ЭВМ и способ обеспечения взаимосвязи между записями. При использовании современных программных средств организация данных осуществляется автоматически и требует минимального описания.

Как развитие БД используются базы знаний (БЗ), которые позволяют получать сведения, явно не хранящиеся в БД. Принципиальными различиями обладают три модели представления знаний — продукционная модель, фреймовая и модель семантических сетей. Такие системы относятся к интеллектуальным.

Основными средствами организации и ведения внутримашинной информационной базы на настоящий момент являются системы управления базами данных (СУБД). Создание БД производится в два этапа. На первом разрабатывается структура БД на основе информационно-логической модели, отражающей логическую структуру информации предметной области. На втором осуществляется создание структуры БД средствами СУБД и заполнение самой базы. Обслуживание БД производится администратором, на которого возлагаются функции коорди­нации процессов проектирования и эксплуатации БД, обеспечения защиты и целостности данных.

Техническое обеспечение. Техническое обеспечение (ТО) включает весь комплекс технических средств: устройства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, в том числе и оргтехнику. Центральное место среди них занимают компьютеры и компьютерные сети. Структурными элементами ТО являются технические средства, методические и инструктивные материалы, техническая документация.

Математическое обеспечение (МО) ЭИС включает совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач управления. Средства МО представляют собой:

- типовые алгоритмы функциональных задач управления (например, задачи календарного планирования, управления ресурсами и др.);

- методы математического программирования (линейное, нелинейное, дискретное, динамическое, стохастическое программирование);

- методы многокритериальной оптимизации;

- методы математической статистики (задачи прогнозирования развития предприятия, прогнозирования спроса на товары, контроля качества продукции и др.);

- средства моделирования процессов управления, содержащие аналитиче­ские, статистические, имитационные и другие модели объекта управления или отдельных его частей;

- методы теории массового обслуживания (определение оптимального комплекта оборудования, расчет числа ремонтных рабочих и др.).

Программное обеспечение. Программное обеспечение (ПО) систем обработки данных включает в себя программные средства и документацию, необходимую для эксплуатации программных средств (руководство пользователя, руководство системного программиста и др.). ПО разделяют на общесистемное (базовое) и прикладное.

Общесистемное (базовое) ПО предназначено для организации процесса обработки информации и включает в себя операционную систему (ОС), сервисные программы, системы программирования (комплексные средства разработки программ на языках высокого уровня), программы технического обслуживания и средства диагностики и контроля.

Прикладное ПО предназначено для решения конкретных задач управления. В него входят программные средства общего назначения и специальные программные средства. К средствам общего назначения относятся системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, текстовые и графические редакторы и др. Специальные программные средства могут быть или разработа­ны для конкретной информационной системы, или приобретены готовыми на отечественном рынке. При этом необходимое ПО может быть приобретено как «целиком» (если оно удовлетворяет всем необходимым требованиям), так и «собрано» из фрагментов готовых продуктов (возможно, с использованием услуг специалистов, называемых системными интеграторами).

Лингвистическое обеспечение. ИС включает совокупность научно-технических терминов и языковых средств, применяемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности ее автоматизированной обработки и облегчающих общение человека с компьютером. При этом языковые средства делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с компьютером

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации экономической информационной системы (ЭИС). Оно включает совокупность юридических документов, устанавливающих правовые отношения по формированию, хранению, обработке и использованию информации, циркулирующей в системе. К правовым документам, действующим на этапе создания ЭИС, относятся: договор между заказчиком и разработчиком и другие документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания ИС. К правовым документам, действующим на этапе внедрения и эксплуатации ЭИС, относятся стандарты и инструкции, которые определяют статус создаваемой системы, устанавливают правовые полномочия структурных подразделений и отдельных процессов обработки информации, регламентируют правовые отношения пользователей в обращении с техническими средствами.