Информация и данные

ИТОГИ

4.1. После 1991 года Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.

4.2.Новое качество российско-американских отношений является на сегодня движущей силой перемен на международной арене.

4.3. Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям политической, экономической, военной.

4.4. Однако обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

4.5. Внешнеполитические позиции России также подвергаются нажиму и ограничению, но у нашей страны есть возможности для того, чтобы отстаивать свое достойное место в международном сообществе.

В научной и учебной литературе имеется много трактовок информации, более или менее полно раскрывающих ее сущность и свойства. Слово «инфор­мация» известно всем, каждый представляет, что оно означает. Между тем, как и всякому абстрактному понятию, дать единственное и точное определение информации достаточно сложно. Это связано с тем, что информацией как яв­лением занимаются многие науки, в частности, философия, кибернетика (на­ука об управлении), генетика, теория средств массовой информации (печать, радио, телевидение), математическая теория связи, информатика и др. Например, философия рассматривает информацию как одно из основных свойств материи, базирующихся на понятии отражения. В кибернетике и общей теории систем под информацией понимаются проявляющиеся в коммуникационных про­цессах сведения, знания наблюдателя о системе и среде ее функционирования.

Термин информация происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и так далее. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Следует отметить, что практически у всех определений имеются две общие черты: 1) информация всегда связывается с процессом движения (она передается); 2) информация проясняет ситуацию, т. е. в определенной степени снимает неопределенность.

К настоящему времени разработаны три основные теории информации:

1. Статистическая теория информации (основатель К. Шеннон), которая предполагает вероятностный подход к этому понятию и вводит единицу изме­рения информации — бит. В таком понимании информация — это снятая не­определенность, результат выбора возможных альтернатив. Существенным не­достатком этой математической теории информации является то, что она не затрагивает содержательную ценность информации.

2. Кибернетическая теория (основатель Н. Винер). В рамках данной теории «информация — это не вещество и не энергия», а продукт научного познания, средство изучения реальной действительности, единственный и универсальный способ передачи знаний. При этом возникает объективный коммуникационный процесс «отправитель—канал—получатель», в рамках которого можно рассматривать информацию как знания в процессе коммуникации, в процессе потребления с целью принятия решения или удовлетворения интереса.

3. Логико-семантическая теория (основатели Р. Карнап, И. Бар-Хиллел и др.), базирующаяся на понятии логической вероятности как степени подтверждения гипотезы.

Общим для всех теорий является наличие путей решения связанных между собой трех проблем: определение совокупности возможных альтернатив развития событий, процессов или явлений; количественная оценка вероятности этих альтернатив и их значимости для субъекта; введение меры семантической информации (знания, имеющего опреде­ленную меру ценности для кого-либо).

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Наряду с информацией часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Данные - информация, записанная на каком-либо носителе с помощью того или иного языка.

Во многих сферах современного производства и секторах информационной экономики информация выступает одновременно как предмет, средство и ре­зультат труда. Как предмет труда информация — это первичные необработанные дан­ные, как средство труда — это совокупность знаний, приемов и средств, при помощи которых первичные данные могут быть эффективно обработаны и ис­пользованы. Информация как результат труда должна обладать потребитель­скими свойствами и быть пригодной для потребления человеком.

В информационной экономике информация становится товаром, то есть пред­метом сделок и основой для организации информационного обслуживания потребителей.