ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРИВНЫХ ТРАВМ.
ЛЕКЦИЯ 2
ОЦЕНКА И ОБСЛЕДОВАНИЕ СКЕЛЕТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
Травма, несчастный случай на спортивном соревновании, уроке физкультуры, тренировке, в туристском походе. Случайность ли это? Что лежит в его основе, что стало его первопричиной, кто конкретно несет за это ответственность? Вопросы эти крайне важны и для теории и для практики физической культуры и спорта. Хотя, по данным Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО), спортивные травмы составляют всего 2,3% от их общего количества, никакая статистика не может утешить мать, потерявшую сына, детей, оставшихся сиротами, оправдать увечье и инвалидность здорового, цветущего, работоспособного человека. Физические упражнения, спорт, туристские походы, альпинистские восхождения должны приносить человеку здоровье, счастье, долголетие, а не разрыв связок, переломы костей, сердечно-сосудистые и другие заболевания, тем более гибель. Можно уверенно сказать, что главная задача каждого спортивного сбора, соревнования, туристского похода, альпинистского восхождения - чтобы участники вернулись живыми и здоровыми.
КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРАВМ.
Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Попов различает внешние и внутренние факторы спортивного травматизма. К внешнимфакторам относятся:
1. Недочеты и ошибки в методике проведения занятий, которые являются причиной от 30% до 60% травм в различных видах спорта. Эти травмы связаны с нарушением преподавателем, тренером основных дидактических принципов обучения, регулярности занятий, постепенности увеличения нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, форсированной подготовкой, систематическим применением в тренировках больших объемов нагрузки значительной или предельной мощности, отсутствием должной страховки, недостаточной разминкой.
2. Недостатки в организации занятий и соревнований являются причиной травм в 8^% случаев. Это результат нарушений инструкции и правил безопасности, неверно составленных программ соревнований, неправильное размещение занимающихся, одновременное проведение занятий по разным видам спорта в одном месте (метание диска и игра в футбол, плавание и прыжки в воду, волейбол и спортивная гимнастика). Ошибочное комплектование групп по полу, возрасту, весу, подготовленности. Проведение занятий без присутствия тренера, большое число занимающихся у одного преподавателя.
3. Неполноценное материально-техническое обеспечение занятий и соревнований приводит к травмам в 25% случаев. Низкое качество оборудования, инвентаря, снаряжения, одежды, обуви, защитных приспособлений, площадок, залов, стадионов и т.п. Причиной травм может являться неровная поверхность футбольного поля, площадки, беговой дорожки, скользкий пол в зале, низкое качество матов. Плохое крепление снарядов, скрытые дефекты спортивного инвентаря, размеры и вес которого не соответствуют требованиям данного вида спорта (игра в волейбол футбольным мячом, игра в футбол набивным мячом и т.п.). Несоответствие одежды требованию данного вида спорта.
4. Неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия являются причиной 2-6% случаев: неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений, гигиенических норм освещения, вентиляции, температуры воздуха или воды, повышенная влажность воздуха, туман, оттепель, сильный ветер, ослепляющие лучи солнца и т.п.
5. Неправильное поведение спортсменов служит причиной травм в 5-15% случаев. Это поспешность, недостаточная внимательность и недисциплинированность. К этой группе причин относятся также грубость, применение запрещенных приемов, недостаточная квалификация и либерализм судей.
6. Нарушение врачебных требований к организации тренировочного процесса ведет к 2-10% случаев травматизма. Это допуск к занятиям без врачебного осмотра, невыполнение тренером и спортсменом врачебных рекомендаций.
К внутренним факторам, вызывающим травмы или способствующим их возникновению, относятся или врожденные особенности спортсмена, или те изменения в его состоянии, которые возникают в процессе тренировок и соревнований под влиянием неблагоприятных внешних или других факторов.
1. Опасны наступающие при утомлении и переутомлении расстройства координации, а также ухудшение защитных реакций и внимания. Причиной разрыва мышц у спортсмена может быть нарушение процесса расслабления. В результате неодинакового изменения хронаксии нерва и мышцы нарушается правильное выполнение движения, что и может вызвать травму.
2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами, могут вести к травмам. Прекращение систематических тренировок на длительный срок приводит к снижению силы мышц, выносливости, быстроты сокращения и расслабления мышц, что затрудняет выполнение упражнений, требующих значительных усилий и сложно-координационных движений. Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что также может вызвать травму вследствие нарушения координации движений.
3. Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных или сложно-координационных упражнений.
4. Наклонность к спазмам мышц и сосудов.
Серьезный анализ причин спортивных травм и заболеваний, вызванных занятиями спортом, дан в книге «Спортивная медицина и лечебная физкультура» А.И. Журавлевой и Н.Д. Граевской. Причины возникновения травм разделены на непосредственные и опосредованные.
К первым, непосредственным, причинам авторы относят:
1. Организационные: уровень теоретической и практической подготовленности тренера-педагога, график соревнований, качество судейства, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, санитарно-гигиенические и метеорологические условия.
2. Методические: комплектование группы, отсутствие разминки, нарушение принципов постепенности и индивидуализации нагрузок, недостатки врачебного контроля.
К числу опосредованныхпричин авторы относят индивидуальные особенности спортсменов:
1. Несоответствие технико-тактического уровня.
2. Низкий уровень физической подготовленности.
3. Недостаточная морально-волевая подготовленность и психоЭоциональная неустойчивость.
4. Отклонения в состоянии здоровья, скрытая и явная патология опорно-двигательного аппарата.
5. Недостаточная дисциплина.
6. Другие причины.
Профессор А.Г. Дембо причины внезапных смертей в спорте условно делит на три группы.
К первой группе он относит нераспознанные и недооцененные врачом заболевания спортсменов, интенсивные большие нагрузки, выполняемые спортсменом в болезненном состоянии (грипп, ангина и др.), участие в соревновании вопреки запрету врача.
Ко второй группе отнесены нагрузки: нерациональные, чрезмерные, превышающие возможности адаптации к ним (у конкретного человека). В одних случаях вначале возникает заболевание, а затем, во время одного из пиков нагрузки, нередко в сочетании с другими неблагоприятными факторами (эмоциональное перевозбуждение, высокая температура окружающей среды и др.), наступает смертельный исход.
Третья группа причин смерти спортсменов - это травмы. Особенно опасны травмы головы, сердца, живота, переломы позвоночника. При травмах головы и сердца смерть чаще возникает из-за кровоизлияния без видимых наружных повреждений. При травме живота вследствие разрыва и повреждения внутренних органов спортсмен может погибнуть от шока или внутреннего кровоизлияния. Возможны проникающие повреждения сердца и легких при фехтовании и стрельбе.
Профессор Димитр Шойлов (Болгария), в течение ряда лет изучавший проблему травм и несчастных случаев в спорте, в числе причин методического порядка называет:
1. Неравномерность тренировочного процесса.
2. Быстрое увеличение тренировочных нагрузок, особенно у подростков.
3. Преждевременное включение в тренировочный процесс спортсменов реконвалесцентов после травм, хирургических вмешательств и после заболеваний.
4. Отсутствие должной связи между тренерами и врачами.
5. Недостаточная компетентность тренеров в вопросах физиологических особенностей контингента и физиологических сдвигов каждого спортсмена.
6. Недостаточная компетентность тренеров при использовании дополнительных видов спорта для формирования физических качеств (футбол, поднятие тяжестей, лыжный спорт и др.).
7. Недостаточная общая теоретическая подготовка тренерского состава.
Д. Шойлов пишет: «...адаптация нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата при физических нагрузках зависит не только от конституционных особенностей спортсмена, но и от теоретической и практической подготовки тренерско-преподавательского состава и спортивных врачей. Неоправданное форсирование тренировочного процесса приводит к перенапряжению всех систем организма, срывам, травмам и гибели».
Доктор педагогических наук, профессор Л.П. Матвеев пишет: «На урочные формы занятий, как ни странно, по статистическим данным, падает большой процент травм из общего числа случаев травматизма при занятиях физическими упражнениями - до 50%, а в занятиях с мастерами спорта - до 80% (В.К. Добровольский, Л.П. Филиппов). Это объясняется тем, что именно в урочных формах занятий осваиваются новые сложные виды двигательных действий
Высокая сознательность и активность учащихся, систематичность занятий, доступность учебного материала и прочность овладения им - решающие условия предупреждения травм. Профилактика травматизма достигается также тщательной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимых внешних условий занятий.
При выполнении многих упражнений возникает необходимость в страховке, понимаемой как меры по непосредственному предупреждению срывов, падений, сильных ударов, болевых ощущений и т.п. Эти меры включают специальные действия преподавателя (приемы поддержки, удержания, разведения занимающихся, например боксеров), обеспечение занимающихся защитными средствами (лонжи, пояса, маски, утолщенная одежда и т.п.), обучение приемам самостраховки. К мерам страховки также относится предварительная проверка условий занятий и снарядов, безопасное размещение занимающихся при выполнении упражнений (например, при метаниях). Злоупотребление страховкой-помощью делает ее привычной для занимающихся и может затормозить воспитание смелости, выдержки, самообладания и других качеств, необходимых для самостоятельного выполнения упражнений. Поэтому методически оправданы только такие приемы страховки, которые, с одной стороны, исключают возможность получения травмы, с другой - предусматривают наличие некоторого риска опасности. При достаточно серьезном внимании преподавателя к профилактике травматизма на уроках физической культуры он практически исключается».