Создание БД в СУБД MS Access
· Создание пустой БД: запускаем MS Access 2007 – кнопка Office – Команда «создать»
· Создание БД из шаблона
Связывание таблиц
Обеспечение целостности данных – в связанной таблице не могут появиться записи со значением связанного поля, которое отсутствует в главной таблице.
Способы связывания:
С помощью технологии drag-and-drop (перетаскивание связываемого поля из главной таблицы на соответствующее поле связанной таблицы)
· В главной таблице связываемое поле – ключ
· Быстро создать связь
· Быстро удалить связь
· Имена, типы данных и свойства связываемый полей должны быть одинаковыми и в главной и в связываемой таблицах
С помощью Мастера подстановок (обращаемся из связываемого поля связанной таблицы к нужному полю главной таблицы)
· универсальный способ
· в связанном поле – список для выбора значений
· сложнее создавать
· сложнее удалять
Последовательность действий при создании связей Мастером подстановок:
Шаг 1. Открыть связанную таблицу в режиме конструкора
Шаг 2. Установить курсор в тип данных для связываемого поля и выбрать мастер подстановок
Шаг 3. В окне Мастера подстановокк выбрать первый вариант и нажать «Далее»
Шаг 4. Выбрать главную таблицу, к которой обращаемся за данными, далее
Шаг 5. Выбрать поле главной таблицы, в котором содержаться нужные нам данные
Шаг 6. Далее по диалогу (можно без изменений настроек)
Шаг 7. В окне изменения связи установить свойства связи
Процедура удаления связи созданной Мастером подстановок
1. открытть макет схемы данных
2. клик правой кнопкой мыши по линии связи – команда «удалить связь»
3. открываем в конструкторе связанную таблицу
4. удаляем связанное поле
5. сохраняем изменения
6. добавляем связанное поле в его первоначальном варианте
7. сохраняем макет схемы данных
Запросы
«ну и запросы сказала база данных и зависла»
Запрос – средство отбора данных, удовлетворяющих определенным условиям
QBE (Query by Example) – запрос по образцу
SQL (Structured Query Language) структуированный язык запросов
В запросе можно:
· отобрать инфу из нескольких связанных таблиц
· использовать сложные условия отбора
· пользователь базы может сам ввести параметры (сумму денег)
· добавлять вычисляемые поля
· выполнять итоговые расчеты
Типы запросов:
1. Запросы на выборку
· Простой запрос – запрос на основе обного источника данных
· Составной запрос – на основе двух и более источников
Условия отбора
> | больше | >3 |
< | меньше | <3 |
>= | больше или равно | >=3 |
<= | меньше или равно | <=3 |
<> | не равно | <>3 |
Between And | между | Between 2 And 10 |
And | и | >2 And <5 |
Or | или | 1 Or 10 |
Not | нет | Not Продвест |
* | неизвестная часть | П* |
найдет все что начинается с П- |
Совпадение
Шаблон: * - любое кол-во символов, ? – один любой символ, # -любая цифра
Замечание: условие отбора после запуска запроса могут иметь другой вид
Запрос с вычисляемым полес – частный случай запроса на выборку, при котором создается новое поле, значения которого вычисляются по некоторой формуле
Синтаксис:
Имя нового поля: Формула расчета (создается в построителе выражений)
Все те данные которые можно вычислить не долджны хранится в таблицах!!!
параметрический запрос – частный случай запроса на выборку, при котором значение поля в условии отбора будет задавать сам пользователь как параметр
Синстаксис:
[введите значение] (помещается в условие отбора, произвольный текст – обращение к пользователю)
Форма – это диалоговое окно для
· Прсмора и редактирования данных
· Ввода новых записей
· Управления ходом работы и бла
Режим формы –просмотр и редактирование данных
Режим макета – просмотр, изм оформления перемещение
Конструктор – изменение структуры…
Макрос – набор макрокоманд
Макрокоманда описывает действие которое надо выполнить в определенной ситуации:
· Открытие и закрытие таблиц, отчетов. Форм
· Выполенние запросов
· Установка значений
· Поик данных
· Печать
· Сообщения пользователю
Событие (для запуска макрома)
· Действие пользователя (клава, мышь)
· Внутреннее событие (открытие или закрытие формы, изменение записи и т.д)
В 2003: Вид-имена микроса
Отчет – документ содержащий инфу из БД и предназначенный для вывода на печать
Источник данных – таблица или запрос, несколько связанных таблиц\запросов
Базы знаний и модели представления знаний
Типы задач, решаемых с помощью ЭВМ:
1. Вычислительные
2. Информационные
3. Задачи принятия решений
4. Логические задачи
3,4 – методы искусственного…
Знания – любая форма представления частей реального и предполагаемого мира на некотором носителе
Знание (предмета) - уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разираться внем
Знания – зафиксированная и проверенная практикой инфа, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач. Знания могут быть извлечены только посредством логического вывода. Совершаемого человеком или компьютером
С позиций становления эк знаний: Знание – экономический актив, аналогичный иным давно известным видам активов – финансовым материальным и т.п.
Выступает как ресурс и как продукт
Классификация:
· Поглубине: поверхностные, глубинные
· По выполняемым функциям: декларативные, процедурные
· По принадлежностям: личные, коллективные
· Оформе проявления: неявное, явное и потенциальное
· По способу формирования: рефлексивное, интуитивное
По типам:
· Знания предметной области: представляют собой тип знаний с которыми мы чаще всего сталкиваемся
· Знания людей: основываются на том, что Вы знаете о людях
· Знания процессов: знание того как организованы деловые процессы в компании
Организационные знания:
· Индивидуальные – профессиональные и персональные навки, умения, мнения, способности, опыт, способы коммуникации, деловые и личные контакты сотрудников компании
· Внешние потоки знаний и информации – поступают из внешних по отношенииб к данной организации источников
· Знания членов других компаний – членов других компаний
Язык представления знаний – язык используемый для разработки систем, спроектированных на основе моделей знаний
Представление знаний должно быть однородным, понятным
Типы моделей представления:
· Продукционные модели
· Семантическая сеть
· Фреймы
· Формальные логические модели
Продукционная модель – модель, основанная на правилах, которая позволяет представить знания в виде предложения типа: Если (условие), То (действие)
Достоинства:
· Модульность
· Модифицируемость
· Доступность чтения
· Способность к самообъяснению
· эффективность
Недостатки:
· трудности составления продукционного правила
· трудность записи правила
· трудности использования связанные не с самими правилами, а с единой системой их связи
Семантические сети – это ориентированный граф вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними. АKО-связи. (A kind of)
Выделяют след типы отношений в семантических сетях:
· класс – элемент класса (обязательное)
· свойство – значение (обязательное)
· пример элемента класса (обязательное)
· связь типа: часть - целое
· функциональные связи
· количественная связь
· пространственные связи
· временные связи
· атрибутивные связи
· логические связи
Классификация семантических сетей:
По типу отношений:
· бинарные (соединятся два объекта)
· n‑арные (есть специальные отношения связывающие более двух понятий)
по количеству типов отношений:
· однородные
· неоднородные
Достоинства:
· аналогично долговременной памяти человека
Недостаток:
· Сложность организации процедуры поиска и вывода знаний
Система Баз Знаний (БЗ)
Фрейм – рамка или каркас, абстрактный образ для представления некоторого стереотипа восприятия
Слот – незаполненное значение некоторого атрибута
Фреймы-структуры – используются для обозначения объектов и понятий (вексель, заём)
Фреймы-роли – менеджер, кассир
Фреймы-сценарии – празднование
Фреймы-образцы (прототиимпы) – хранятся в БЗ чтобы мы могли их сравнивать с другими фреймами
Фреймы-экземпляры –
Таблица продукт-код продукта-количество. Все они фреймы-образцы (значения слотов). А фреймы-экземпляры –записи
Получение слотом значений во фрейме-экземпляре:
· По умолчанию от фрейма-образца (дефолт-значение)
· Через наследование свойств от фрейма указанного в слоте AKO
· По форме указанной в слоте
· Получение слотом значения явно из диалога с пользователем
· Из базы данных
Достоинства:
· Гибкость
· Наглядность
· Концептуальная основа организации памяти человека
Формальные аналогические модели – модели представления знаний основанные на классическом исчислении предикартов первого порядка, когда предметная область иди задача описывается в виде набора аксиом
Компоненты системы БЗ:
· БЗ – один или несколько специальным образом организованных файлов, хранящих систематизированную совокупность понятий, фактов, правил и алгоритмов относящихся к некоторой предметной области.
· Механизм получения решений – (МВЛ-механизм вывода логического) – процедура поиска, планирования и непосредственного решения (прямой, обратный вывод, поиск в ширину)
· Интеллектуальный интерфейс – обеспечивает работу с БЗ и механизмом получения решений на языке высокого уровня
Содержание БЗ может быть реализована 2 вариантами:
1.Содержание БЗ – понятия математические, нематемат, факты, правила , зависимости, законы, связи, алгоритмы и процедуры
2.Факты под которыми будут понимать элементарные единицы знаний, правила, предназначенные выразит связи между понятиями и их комбинациями
Язык SQL. Стандарты языка SQL.
SQL был разработан в начале 70х гг
Разработка стандартного языка релиционной БД Rational database language (RDL).
SQL 86 – 1ый стандарт SQL. Был принят ANSI и международной организацией стандартов
SQL 1 (1989г)– усовершенствованная версия, были учтены ошибки исправлены неточности
1992 – SQL 2 (SQL 92) –
1995г – дополнение к 3му стандарту SQL Common language interface
1999 – SQL 3 = SQL2 +объектно-ориентированные возможности
Разработана программная поддержка Common Language - Open Database Connectivity (ODBC)
Стандарты ANSI/ISO | стандарты X/open – для среды переносимых приложений на основе ОС Unix |
SQL 86, 1, 2(92), 3 |
приложение запрос SQL результаты запроса СУБД БД
Назначение:
· Язык интерактивных запросов
· Язык программирования БД
· Язык администрироавния БД
· Язык создание приложений клиент-сервер
· Язык распределенных БД
· Язык шлюзов БД
Достоинства SQL:
· Независимость от конкретных СУБД
· Межплатформенная переносимость
· Наличие стандарта
· Поддержка со стороны Microsoft и IBM
· Реляционная основа
· высокоуровневая структура напоминающая английский язык
· возможность выполнения специальных интерактивных запросов
· обеспечение программного доступа к БД
· возможность различного представления данных
· полноценность языка предназначенного для работы с БД
· поддержка архитектуры клиент-сервер
· расширяемость и поддержка объектно-ориентированных технологий
· возможность доступа к данных в среде интернет
· интеграция с языком java (протокол JDBC)
Диалекты SQL (по соответствию разным стандартам языка):
· диалекты начального уровня
· промежуточного уровня
· полного уровня
Структура инструкций языка SQL:
Инструкция в языке SQL – указание тех действий которые надо выполнить.
Пример: Select from Продажа Where Сумма >200;
Ключевые слова Слова пользователя окончание