Кодификация императора Юстиниана.

Источники. Виды источников правообразования в Древнем Риме.

План

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА, ИХ КОДИФИКАЦИЯ.

1. Источниками к познанию римского права являются конкретные юридические законы, конституции, работы юристов, историков (Ливия, Тацита, Светония), ораторов (Цицерона), писателей, драматургов, поэтов (Вергилия, Петрония, Плавта, Овидия, Горация), в чьих сочинениях находят свое отражение правовые реалии эпохи Римской империи.

В юридической литературе выражение «источник права» употребляется в основном в трех различных смыслах: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.

В римском праве на протяжении его истории формами правообразования, источниками права служили: 1) обычай предков (mores mariоrum), 2) обычная практика, обычай (usus); 3) комментарии понтификов (commentary pontificum); 4) комментарии преторов, магистратов (usus practicum magistratum); 5) конституции императоров (constitutio); 6) научная и практическая деятельность юристов.

Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения. При этом правило приобретает типичный характер, если оно признано государством.

Древнейшим является обычное право, обычай (consuetudo). Оно сохраняет свою силу и в дальнейшем, наряду с писаным правом, законом, иногда отменяя последний. И только в императорский период неугодные обычаи окончательно отсекаются, а отмена ими законов прекращается.

Нормы обычного права обозначались в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика). Сюда же относятся обычаи, сложившиеся в практике жрецов (pontificum), магистратов (magistratuum). В императорский период появляется термин consuetudo (обычай).

В течение длительного времени законы отсутствовали. В них не было необходимости при простоте хозяйственного строя и всей общественной государственной жизни. По мере укрепления и расширения государства обычное, неписаное право уже не удовлетворяет требованиям самой жизни. Поэтому оно постепенно уступает дорогу закону. Закон и обычай долгое время как бы дополняли друг друга.

Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен (отмечалось в одном из императорских законов), но он не должен быть сильнее закона (leges). По конституции императора Константина обычай приравнивался к закону, если только обычай, не противоречит разуму или закону.

Наиболее древним источником являются Leges duodecim tabularum. Это была (451 - 449 г. до н.э.) кодификация обычаев и частичное заимствование греческого права. Законы ХІІ таблиц кладут начало квиритскому (цивильному) праву. Они установили одинаковые нормы для коренных римских жителей и плебеев, хотя и не провели их к равенству (см. Приложение: Законы ХІІ таблиц).

Содержание ХІІ таблиц сводится в целом к следующему:

1. О вызове в суд.

2. О вершении исков.

3. О долговом рабстве.

4. О порядке манципации при сделках.

5. О завещании и семейных делах.

6. О пользовании земельным участком.

7. О воровстве.

8. О личном оскорблении, обиде.

9. Об уголовных наказаниях.

10. О порядке похорон и церемоний.

11. О публичных делах в городе.

12. О привилегиях.

Как отмечал Цицерон: “...одна небольшая книжица законов ХІІ таблиц весом своего авторитета и объемом воистину превосходит целые тома...”

С публикацией Законов ХІІ таблиц упала значимость понтификального (религиозного) права. Заключительный удар по нему был нанесен в 304 г. до н.э. после опубликования календаря судебных дней и форм судебных исков Гнеем Флавием.Кроме законов XII таблиц, важную роль в цивильном праве играли также такие законы как:

1) Петелиев закон (IV ст. до н. э.), который ликвидировал продажу в рабство и убийство неоплатного должника;

2) Аквилиев закон ( III ст. до н. э.) - об ответственности за уничтожение и повреждение чужого имущества, вещей.;

3) Закон Фальцидия (I ст. до н. э.) о предоставлении наследнику не менее ¼ от всего наследства по завещанию и мн. др.

Первоначально принять закон могло только народное собрание. Назывался он по имени его инициатора: закон Аквилия, закон Корнелия и т. д. Иногда наименование было двойным, по двум именам.

Закон (legis) должен был содержать определенные элементы: 1) введениеpraescriptio - указатель обстоятельств издания; кто является автором, причины обстоятельства принятия закона 2) Rogatio – текст, который мог подразделяться на главы; 3) Sanctio, где определялись наказания нарушителям закона. Legis либо целиком принимался, либо целиком отвергался.

Постепенно законами стали признаваться постановления сената – сенатусконсульты, которые во II, III вв. были основной формой законодательства, приравненную к закону. Сенат – оплот римской аристократии, своеобразная государственная власть Рима. Во времена Ромула было 100 членов сената, после свержения царей – 300, во времена Цезаря – 900, Августа – 600.Постановления сената являлись источником права в эпоху Республики и принципата, сохранялись в храме Цереры, позже – Сатурна. Во время законодательной деятельности народных собраний Сенат одобрял их законы или проекты. В конце III в. н. э. в период принципата законодательная деятельность народных собраний свертывается. Постановления сената, хотя и имели силу закона, нередко диктовались принцепсом. Со временем, в период домината, утверждается правило «что угодно императору, имеет силу закона». Император вообще «законами не обременен». И все же любой закон не мог предусматривать все многообразие ситуации.

Появилась необходимость выявления нового источника права, более гибкого, чем закон, с более простой процедурой принятия. Такими источниками стали эдикты магистратов. Наиболее важное значение имели эдикты: 1) преторов, судебных чиновников, ведавших гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, перегринами; 2) курульных эдилов, занимавшихся гражданскими делами по торговым делам. В эдиктах объявлялись юридические нормы, правила на период выборной деятельности (1 год).

Должность претора и эдила введена в 367 г. до н.э. Оба магистрата сыграли выдающуюся роль в развитии римского права. Особенно велики заслуги преторов. Поэтому созданная этими магистратами система прав именуется преторским правом.

Претор занимался разрешением всех спорных вопросов между гражданами Римской империи. Эдикты преторов были гибкими, срочными, четче отражали интересы населения. Претор не был наделен правом изменять или отменять источники цивильного права, законы и сенатусконсульты. Но он мог приспособить конкретную правовую ситуацию к старому закону, при этом сознательно не замечал противоречия. Без защиты претора норма цивильного права становилась «мертвой», не срабатывала, превращалась в «голое право» (nudum ius).

Правотворческая деятельность престоров продолжалась до II в. н. э. В 125-138 гг. прошла кодификация преторского права. В 130 г. н. э. по указанию императора Адриана римский юрист Сальвио Юлиан создал неизменяемый постоянный эдикт (edictum perpetuune).С этого времени работа преторов утрачивает былую значимость.

Утвердившийся с І в. н.э. приоритет императорской власти (imperium) и перестройка государственного аппарата потребовали привлечения знаний и опыта юристов. Принцепсы ввели в практику назначение на ключевые государственные посты крупных профессиональных юристов. Среди них: Квинт Сцевола, Эмилий Папиниан, Домиций Ульпиан, Юлий Павел и многие другие. Особенно широкую известность получил Домиций Ульпиан – юрист при Семптимии Севере. Дигесты Юстиниана содержат одну треть (2 462 фрагмента) сочинений Ульпиана.

Наибольшее количество работ среди римских юристов написал Юлий Павел, ученик Сцеволы. Тонкий, глубоко образованный теоретик, отличался критическим и бесстрашным духом. Всего оставил 86 сочинений в 319 книгах. Отрывки из его работ составляют 1/6 всех Дигест.

Выдающимся юристом во времена императора Августа был Лабеон – оригинальный мыслитель и новатор. Он не скрывал своей неприязни к принципату. Однако Август уважал его личный и научный авторитет.

Советником и юридическим консультантом императора Марка Аврелия был Квинт Сцевола. Отличался оригинальностью мышления, проницательностью правовых суждений. Все его произведения имеют казуистический характер.

Среди классических юристов особо следует выделить советника императора Септимия Севера Эмилия Папиниана. Он считается самым выдающимся римским юристом, большим мастером разрешать юридические казусы. О его личных качествах свидетельствует такой факт. Император Каракалла, которого воспитывал Папиниан, убил своего брата Гету и потребовал от своего учителя оправдать убийство. На что последовал ответ: «Легче принять смерть, чем оправдать преступление». По приказу императора Папиниан в 212 г. был казнен.

В произведениях Цицерона все формы деятельности римских юристов характеризуются терминами: respondere, cavere, agere (см. Харитонов Е. О. Назв. раб. – С. 34 – 35).

Respondere – консультации по сложным вопросам;

Cavere – советы при заключении сделок;

Agere – руководство процессуальными действиями сторон (но не ведение дела в качестве адвоката).

Расцвет правотворческой деятельности юристов (iurisprudentia) относится к первым трем столетиям нашей эры. Сила их заключалась в неразрывной связи науки и практики. Заключения юристов имели обязательное значение для судьи. Свои юридические конструкции они строили в соответствии с запросами жизни. Их научные – труды, произведения можно разделить на следующие 5 групп:

Во-первых, произведения, посвященные разработке цивильного права. Сюда следует отнести работы Помпония, Павла, Ульпиана, Сабины.

Вторую группу сочинений составляют комментарии к преторскому эдикту, написанные Лабеоном, Гаем, Павлом, Ульпианом.

К третьей группе можно отнести произведения, объединявшие цивильное и преторское право.

Четвертая группа – учебники, пособия по праву. Наиболее известны «Институции» Гая и «Сентенции» Павла. Особенно интересной была работа Гая «Институции» (II в. н.э.). Автор разделил свою книгу на три принципиально важных части. Первая посвящена правовому положению физических лиц, вторая – вещам, третья – обязательствам. Такую систему изложения материала называли институционной.

Пятую группу образуют сборники казусов под заглавием «Вопросы» (Цельса, Папиниана и др.), и «Ответы» (Папиниана и др.).

Кроме того, римские юристы написали значительное количество книг по специальным вопросам права. Писаным разумом (Ratio scripta) называют творения римских юристов, преторов.Со временем правотворческая деятельность юристов вошла в противоречие с императорской властью.

В 130 г. н.э. по указанию императора Адриана римский юрист Сальвио Юлиан создал неизменяемый, «постоянный эдикт» (edictum perpetuum). С конца ІІІ в. правотворческая деятельность юристов вообще утрачивает свое самостоятельное значение. В 426 г. выходит специальный закон, согласно которому в случае возникновения спорных вопросов для судей признавались обязательными высказывания только пяти юристов – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана, Модестина. В случае разногласий приоритет отдавался Папиниану. Кроме того закон приписывал что юридическую силу имели также труды тех юристов, мнения которых отражены в той или иной форме у названных пяти юристов.

В период домината единственными законами становятся постановления императоров (Constitutio – повелеваю). Все что желал император имело силу закона. Император не был связан с законом (Legibus solutus est). Виды императорских конституций:

Edictum – общие правовые нормы.

Decretum – постановление по конкретному судебному делу. Впоследствии появляются обязательные декреты для всего населения.

Mandatum – поручения, указания отдельным чиновникам, общеобязательные повторяющиеся в инструкциях.

Rescriptum (указы) – ответы на запросы должностных и частных лиц (см. табл. 2.2).Конституция как источник права обладала двумя особенностями: 1) императоры в процессе правотворчества не были связаны никакой нормой, процедурой, структурой; 2) Принцепс был свободен от соблюдения закона. По указу от 315 г. единственной формой правотворческой деятельности императора стали эдикты. Декреты, мандаты, рескрипты выводились из юридической практики. Процесс издания законов стал находиться под рукой специального чиновника – дворцового претора. Все нормы права принятые ранее стали называться ius vetus.

Постепенно в римской юриспруденции сложились две школы: сабинианская и прокульянская. Начало первой сабинианской школы положил в 5 г. н.э. консул, выходец из знатного рода Гней Капитон, второй – представитель не менее аристократического рода Марк Лабеон, отказавшийся от этой чести. Капитон придерживался традиционных взглядов и писал сочинения по понтификальному и публичному праву. Написал немного, порядка 20 книг. Лабеон отличался творческим подходом к проблемам частного права, написал около 400 работ. Он разделил год на две части. Полгода проводил в деревне, где трудился над своими сочинениями, а оставшееся время занимался с учениками в Риме.

Этих двух крупных личностей отличал политический антагонизм, связанный с монархической и республиканской формой правления. Эти школы по-разному решали многие вопросы гражданского права. К примеру по вопросу о спецификации – приобретении права собственности. Некто Овидий сделал нечто из материала, принадлежащего другому собственнику. Спрашивается: кто собственник сделанной новой вещи? Собственник материала или мастер? Сабинианцы отвечали: владелец вещи – собственник материала. Без материала сделать вещь невозможно. Прокулеанцы, вслед за Аристотелем, считали доминирующим в вещи – форму. «Материал, – считали они, – не существует, пока не обретет форму». Следовательно, собственник вещи – мастер, ее создатель. Ибо созданное прежде было ничейным. Вместе с тем, они считали, что собственник материала вправе предъявить иск к мастеру. Юридически он рассматривался как вор, поэтому обязан уплатить штраф за использование чужого материала.

Дискутировали представители школ и по вопросу о принадлежности к вещам. Сабинианцы, к примеру, считали, что ослы, мулы, лошади, быки являются mansipi сразу же, как появились на свет. Авторы другой школы – прокулеанцы полагали, что они являются mansipi только в том случае, если животные приручены.

Или такой спорный вопрос – как следует рассматривать мену? Может ли считаться продажей сделка без участия монеты? Сабинианцы считали мену куплей-продажей. При этом они ссылались на Гомера о том, что войско греков покупало вино на медь, железо и рабов. Прокулеанцы же в данной сделке видели договор мены. Спорили даже, казалось бы, по мелочам. Вплоть до того, когда появляется правоспособность у римского гражданина? Последователи Капитона, сабинианцы, считали необходимым показателем крик новорожденного, тогда как авторы другой школы – прокулеанцы, признавали любое иное проявление жизни.

Не было согласия у представителей этих школ и по вопросу возрастной границы вступления в брак, дееспособности. Прокулеанцы придерживались общепризнанной точки зрения (12 лет для девушек и 14 – для юношей). Сабинианцы же считали, что нужно учитывать пубертатный возраст, т. е. возраст половой зрелости, учитывать индивидуально, исходя из степени половой зрелости. В первую очередь, возраст юношей.

Всего, как считают македонские исследователи Иво Пухан и Мирьяна Поленак-Акимовская, насчитывается около 30 спорных тем, вопросов между прокульянцами и сабиньянцами (см. назв. раб. – С. 38). Юлиан и Цельс являлись последними руководителями этих школ.

Самые первые публичные консультации по вопросам права начал давать Тиберий Корунканий – первый консул из плебеев. Первым профессиональным преподавателем римского права (iustitio) был Массурий Сабина, который написал сочинения «Ius civile» в трех книгах. Римляне четко, конкретно определили сущность права. Право, юстиция, по образному выражению Цельса, «есть наука о добром и справедливом».

II. За долгие годы истории Римской империи создана масса законов, очень часто противоречивых. Появляется настоятельная потребность в их упорядочении, кодификации. Кодификацияпроцесс сведения к единству нормативных правовых актов путем систематизации, переработки, уточнения их содержания. В конце ІІІ в. последовательно появляются Кодексы Грегориана, Гермогениана (295 г.), Феодосия (429 – 438 гг.).При императоре Юстиниане (527– 565 гг.) римское право окончательно кодифицируется. Это событие всемирно-исторического значения увековечило имя его инициатора. Ему в заслугу следует поставить еще такие события, как: в 536 г. освобождение Рима; в 555 г. восстановление Западной Римской империи; а также постройку Софийского собора (теперь мечеть)в Константинополе с его гениально смелым сооружением купола, превзойденным только через тысячу лет постройкой собора Святого Петра в Риме. Уже на втором году своей императорской деятельности Юстиниан создает комиссию по кодификации права.

В 529 г. издается Кодекс, охвативший все предшествующие. В 530 г. комиссия под руководством Трибониана начинает работу над упорядочением текстов юристов – составлением Дигест. Комиссия проделала огромную работу, использовав 2 тысячи книг, проанализировав 3 млн. строк. Были отобраны 9200 фрагментов из сочинений 39 римских юристов от Квинта Муция Сцеволы (ІІ в. до н.э.) до Гермогениана (ІІІ в. н.э.). Эти юристы, в свою очередь, ссылаются на 51 своего предшественника. Большая часть фрагментов принадлежит Ульпиану, Павлу, Папиниану, Помпонию, Гаю, Юлиану, Модестину. Дигесты разделялись на 50 книг по разным юридическим темам. В 1 - 4 книгах рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах; в 5 - 11 книгах – вещное право; в 12 - 19 – об обязательствах; в 20 - 27 – исках; в 28 - 36 – о завещаниях; в 37 - 44 – о рабстве и освобождении от рабства; 45 - 46 – о договорах; 47 – 48 книги Юстиниан сам назвал «страшными». В них речь идет о преступлениях и наказаниях. Последние две книги посвящены старым терминам, общим понятиям.

Для того, чтобы избежать определенных противоречий между текстами разных авторов, решено было ввести корректировочное редактирование, обновление текстов книг, правовых норм прошлых поколений. Эта работа получила название «интерполяция».

После обнародования Дигест, чтобы не испортить их, император Юстиниан запретил даже писать к ним комментарии. Разрешалось только делать извлечения и перевод на греческий язык. Переведенные на греческий Дигесты получили название «Пандекты».

После выхода первых Кодексов в 529 г. Юстиниан за 1 год принял 300 новых конституций. Поэтому Кодекс 529 г. морально устарел. В связи с этим в 534 г. подготовлен и принят новый вариант Кодекса из 12 книг. Все остальные конституции Юстиниана, изданные после декабря 534 г., составили так называемые Новеллы – новые законы. Сохранилось три их сборника. В І – 122, во ІІ – 134, в ІІІ – 168 конституционных актов.

Помимо Новелл, Кодекса, Дигест комиссией разработаны новые Институции. Это было систематизированное изложение основ права: общие положения, начала правоприменения и систематическое изложение принципов, главным образом, частного права (см. табл. 2.3).

Институции подразделялись на 4 книги. В І излагались общие учения о праве и учение, о субъектах прав – лицах. Во ІІ – ІІІ –институты вещного и обязательного права. В IV – учение об исках и принципах правоприменения в суде. С этого времени аналогичная система изложения материала стала называться институционной. Институции заключали исходное определение смысла правоприменения и знания права как постоянного стремления воздать каждому должное.

Вся вышеперечисленная кодификация до XII в. называлась по отдельным частям, затем именовалась Сводом Юстиниана, а в 1583 г. получила название Corpus iuris civilis (Свод цивильного права). В 1583 г. вышло первое полное печатное издание кодификации Юстиниана (всех его частей). Осуществлено оно было французским юристом Готофредом. «Corpus – юридический музей, значение которого не может умалить время» (см. Хутыз М. Х. Назв. раб. – С. 25), (см. табл. 2.4).

В XIX в. Свод цивильного права уже хорошо знали, на нем учились правоведы Украины – России. В самой же Западной Римской империи постепенно начинается упадок юриспруденции, возникает так называемое вульгарное право. Классические произведения римских юристов того времени сокращаются и перефразируются. Вульгарное право имело важное значение при формировании права варварских королевств на территории бывшей Римской империи.

После Юстиниана, в конце IX в., во времена императора Василия Македонянина «Свод Юстиниана» совершенствуется и модернизируется. Работа по его усовершенствованию была завершена в начале X в. в период правления Льва VI (Мудрого). В 883 г. появляются Новоканоны, которые предписывают патриарху Фотию. Это был сборник церковных законов и светского частного права. При Василии Македонянине был издан «Прохирон, т. е. сборник правил для судей». Самым важным из юридических сборников Византийской империи было издание «Базилик» - сборник законодательства, который имел своей основой компиляцию права Юстиниана. «Базилики» Льва Мудрого по-разному оцениваются современными исследователями.

Последним значительным юридическим памятником византийского права считается издание около 1345 г. правоведом Константином Арменопулом «Шестикнижья» (Hехаbіblаs).

Таблица 2.1. Источники римского права

 
 

 

 


 

 

Таблица 2.2

 

 

Таблица 2.3

 


Таблица 2.4

 

 

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под источником права? Виды источников римского права.

2. В чем заключается принципиальная разница между цивильным (квиритским) правом и правом народов?

3. Как следует понимать термин «пандектное право»? Что входит в это право?

4. Чем отличалась прокульянская школа от сабинианской?

5. Что вкладывалось в понятие «интерполяция» при кодификации Юстиниана?