Лекция 2

В римском праве впервые закреплено понимание права в государстве как системы общеобязательных юридических норм, санкционированных людьми на благо самих себя, идею верховенства права.

Для нас, живущих в Украине, этот период особенно интересен, так как именно в это время Киевская Русь вступила в правовые, торговые, дипломатические отношения с Византией. Именно отсюда пришло к нам христианство и многие элементы римской правовой культуры.

Определенный промежуток времени в римской правовой системе налицо был дуализм - существования права народов и цивильного, их взаимодействие и взамопроникновение, поглощение правом народов цивильного права, включение норм цивильного права в право народов.

Для преодоления недостатков квиритского, цивильного права и права народов, начиная с IV в. до н.э., постепенно вводится преторское право. В Римской империи в 367 г. до н. э. вводится новая выборная должность цивильный (городской претор) в ведении которого поступали все судебные дела. Кроме того, претор получал право собирать собрания, представлять законопроэкты, руководить армией, если это было нужно, получал право решать все спорные дела не только между римскими гражданами, но между римскими гражданами и перегринами. С 337 г. до н. э. претура становится доступна не только верхам римского общества, но и плебеям. С 242 г. до н. э. преторы появляются и у перегринов. Преторское право брало все лучшее из ius gentium и ius civile.

В результате такого отбора, синтеза римское право обогащалось, пополнялось новыми положениями, становилось пригодным для складывающихся новых социально-экономических, политических отношений в Римской империи. Преторское право приспосабливало цивильное право к быстро меняющимся, новым условиям жизни. Если же говорить вообще: о римском гражданском праве, как о системе, то она включала в себя цивильное, квиритское, преторское право и право народов. Взаимодополняя, развивая друг друга, эти составные части и обеспечили расцвет римского гражданского права.

Рассмотрев систему римского права, каждую из его составляющих, мы можем сделать вывод: предметом римского гражданского права является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами в пределах Римской империи.

В начале ІІ в. до н.э. знатоки права (iuris prudentes, отсюда «юриспруденция») стали предпринимать попытки «классификации правил поведения добрых римлян», систематического осмысления нормативных актов опыта своего народа.

В конце ІІ в. до н.э. Квинт Муций Сцевола, советник и юридический консультант императора-философа Александра Марка Аврелия, написал первое упорядоченное изложение римского права – «Ius civile». В этой работе:

1) рассматривались взаимоотношения между частными лицами;

2) разработана система наследственного права;

3) отмечены права лиц и раскрыта сущность обязательства.

С созданием этого труда берет начало европейская юридическая наука. Особое место в деятельности римских юристов занимали вопросы правовых отношений лиц с разными статусами, формами судебной защиты прав. Наиболее глубоко, обстоятельно разработаны вопросы наследственного права, права лиц, вещное право, договоры, обязательства. Видный юрист ІІІ в. н.э. Ульпиан, говоря о задачах права для римских граждан, писал, что эти предписания сводятся к следующему: «...жить честно, не вредить другому, предоставляя каждому свое». Указанные принципы восходят к праву Нового времени.

Несмотря на значительный культурный потенциал многих провинций Римской империи, правовые традиции греков, египтян, евреев и других не отличались совершенством юридических конструкций и глубиной научной разработки. Поэтому в начале нашей эры римское право стало основой правовой системы обширной цивилизации.

Существует несколько научно обоснованных вариантов периодизации римского права. Большая часть ученых-цивилистов считает, что римское право прошло следующие периоды своего развития:

Первый период архаический (VІІІ ІІІ вв. до н.э.) характеризуется как период начального формирования римского права. Именно в этот период проведена первая кодификация права, приняты «Законы ХІІ таблиц». Судебная власть выделена в отдельную ветвь власти.

Второй период (ІІІ ІІ вв. до н.э.) – переходной, предклассический период, это период расцвета и упадка Римской республики, появление так называемого «права народов», развитие преторского права зарождения правовой науки. В этот период на римское право значительное влияние оказывает греческая философия и греческая правовая доктрина.

Третий период (І в. до н.э. ІІІ в. н.э.) – классический. Это период утверждения монархического строя, расцвета римской юридической науки и практики, появления криминального права, преодоления былых различий правового статуса квиритов, перегринов, латинов.

Четвертый период (ІV V вв. н.э.) постклассический (ius civile) – это время домината, снижение уровня правовой науки право становится во многом прерогативой абсолютных монархов – доминусов. В это время начинается влияние на римское право нового идейно-философского учения – христианства. С 391 г. происходит закрытие языческих храмов. В 313 г. император Константин своим эдиктом легализовал христианство, а в 325 г. на Никейском соборе объявил его государственной религией.

Римское право из системы античного периода постепенно формируется в систему, необходимую для решения задач развития последующих социально-экономических, политических, общественных отношений.

Далее следует пятый, юстинианов, византийский период римского права VІ - ХV вв. н.э. до 1453 года, когда Констинтатинополь – столица Восточного Римской империи была захвачена завоевателями турками – сельджуками, а город Константинополь переменован в Стамбул.

После распада Римской империи новую жизнь римскому праву дала кодификация императора Юстиниана (527 - 565 гг.). Византийское право оказало заметное влияние на правовую культуру всех православных народов Европы. В дальнейшем, после эпохи Юстиниана это была уже несколько иная культура, цивилизация, когда римское право претерпело существенные изменения и преобразования.

В период правления императора Юстиниана 527-565г. произошло следующее: 1) возрождение правовой науки, юридической культуры, юридического образования; 2) окончательное упразднение всех древних формальностей и ритуалов в гражданском праве; 3) 529 – 534г. – это период кодификации римского частного права (Кодификации Юстиниана); 4) издание в 565 году новелл Юстиниана.

В конце XI в. в Италии после длительного перерыва вновь пробуждается интерес к античной культуре. К этому времени церковь изменила свое отношение к римскому праву. Имея в Западной Европе не только интеллектуальную, но и духовную, а также, в определенной мере, политическую власть, церковь стала способствовать развитию юридической науки, мысли. Тексты юстиниановской кодификации привлекли к себе внимание юристов. В г. Болонья в 1080 г. сложилось объединение лиц, которое образовало союз, дав ему латинское название автономной корпорации – universitas. Но еще и до появления университета римское право изучалось в юридических школах Рима, Ревени, Павии, Вероны, Орлеана, Нонантола.

Университетское образование постепенно распространилось по всей Европе, а вместе с ним и юридическая наука, знания. Болонская школа к 1200 г. насчитывала 10 тыс. студентов, направляла свои усилия на чтение и понимание юстиниановской кодификации. Первое поколение итальянских юристов в Болонье называли глоссаторами, поскольку они составляли краткие пояснения к текстам – глоссам. Следующую за глоссаторами группу романистов стали называть постглоссаторами или комментаторами. Их пояснения к текстам имели тематический, организованный, проблемный характер.

Уже в XII в. Болонской юридической школе стали оказывать покровительство императоры Священной римской империи. Вначале появляются студенческие землячества (французские, немецкие и т. д.). Затем землячества образуют единую корпорацию во главе с выборным ректором (rector). Эта корпорация всех национальностей (nationеs) и стала называться университетом. Чтобы преподавать право, выпускнику необходимо было обязательно получить звание доктора наук. Для чего требовалось выдержать специальный, особый экзамен и провести публичный диспут, который обычно походил в соборе. Интересно, что студенты обязаны были платить за учебу. Один из профессоров того времени Одофред жаловался: «…студенты нечестны, так как хотят знать, но не хотят платить… Знать хотят все, платить – никто» (см. Покровский И. Л. Назв. раб. – С. 253). Вслед за Болонским университетом практиковать изучение римского права стали – Пражский, Лейпцигский, Парижская Сорбонна и др. В XIV – XV вв. вслед за юридическим образованием стала возрождаться юридическая наука.

Выпускники университетов становились судьями, нотариусами, адвокатами. Римское право постепенно, прежде всего, в католических странах, превратилось в универсальную правовую систему, действовавшую наряду с местными законами и обычаями. Это явление восприятия, усвоения римского правового наследия, приспособления его к новым историческим условиям и есть рецепция римского права.

Помимо итальянских огромный вклад в развитие римского права внесли французские, немецкие ученые. Классической для построения римского частного права является институционная система, выработанная римской юриспруденцией и зафиксированная в «Институциях» Гая. Согласно этой системе частное право состоит из трех основных институтов:

1) Лица (personaе) – субъекты права;

2) Вещи (res) – отношения по поводу вещей;

3) Иски (actio) – способы приобретения вещей и защиты вещных прав.

В XVI в. немецкие ученые сформулировали так называемую пандектную систему группировки норм частной собственности, в которой выделялись:

1) Общие положения;

2) Право собственности;

3) Обязательственное право;

4) Наследственное право;

5) Семейное право.

В современных системах используется как институционная (например, французский гражданский кодекс), так и пандектная (германское гражданское уложение) (см. Харитонов Е. Назв. раб. – С. 52 – 54).

 

II. Историческое значение римского права состоит в следующем:

2. Право превращается в инструмент защиты населения государства. При этом обязанность гражданина - служить обществу, получая от него соответствующие блага. Роль права стала аналогичной институту должностных лиц и органов государственной власти (см. Астапенко П. Н. Назв. раб. – С. 7). Главным субъектом правоотношений стал римский гражданин. Его интересы ставятся выше государственных и защищаются в первую очередь.

3. Издавна существовали нормы права, но никто до римлян не приписывал авторство законов людям. Памятники права выполняли роль посредника между богами и его подданными – людьми. Таковы были Законы Хаммурапи, Ману, Моисея и др. Именно римляне взяли на себя ответственность за законы, стали признаваться в авторстве норм права. Римское государство всячески выделяло и ценило своих правоведов. Вначале это были жрецы - понтифики, которые создали особую корпорацию. Затем в период республики появляется должность претора, - юриста, которая открывала широкие возможности для занятия наивысших должностей в государстве. В императорский период должность консультанта по правовым вопросам (префекта претория) была второй по своему статусу в неписанном табеле о рангах.

4. От римлян к нам пришли не только многочисленные правоваые понятия, термины, определения, крылатые выражения. Как ни парадаксально, мы очень часто разговариваем употребляя римские понятия, определения, носим римские имена! Вот, например: Роман - римлянин, Виктор – победитель, Максим – величайший, Константин – постоянный, Валерий, Валентин – находящийся в добром здравии, Вита – жизнь, Виталий – полный жизненных сил, Марина – морская. Вспомните российскую поэтессу Марину Цветаеву «Мне - дело измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская».

Латинские, римские названия имеют наши месяцы: январь - назван в честь бога Януса - бога всех начал; март - в честь бога войны Марса; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь- седьмой, восьмой, девятый, десятый. Июнь обязан именем богине брака и материнства Юноне. Июль и август императору Юлию Цезарю и его приемнику Августу, «Вам хорошо известны такие латинские марки машин как Mersedes – награда, Volvo – я еду, я качусь и др.

5. В римском праве впервые нашло деление норм права на публичное и частное. Это деление – краеугольный камень всей современной юриспруденции, в т.ч., естественно, украинской.

6. В римском праве возник механизм формирования и существования норм права, учение об источниках права. Именно у римлян сформировалось понимание того, что право может возникнуть только при определенных политических, социально-экономических условиях.

7. Право рассматривалось как элемент справедливости. «Справедливость, – отмечалось в «Дигестах Юстиниана», – состоит в том, чтобы каждому дать то, что ему принадлежит». Именно римляне выработали четыре заповеди юриста: говори правду, веди дело честно, делай только необходимое, стойко переноси трудности и невзгоды (dis, dus, fus, fer).

8. У римлян появилась сама наука о праве – юриспруденция. В римском обществе созрело понимание того, что правом как наукой надо серьезно заниматься, его надо изучать, праву надо учиться по специально подготовленным учебникам. Именно юриспруденция, а не какой-либо другой вид деятельности, привлекал к себе интеллектуальную элиту общества.

9. В римском праве практиками, учеными была выработана юридическая терминология, понятийный аппарат, важнейшие правовые институты права. Такие, как: «лица», «собственность», «обязательство», «договор», «семья», «наследование», «деликт», «залог», «иск» и многое-многое другое.

10. Римское право впервые в истории человечества выработало не только нормы, которые предписывалось выполнять членам общества, но и правовые критерии для оценки действий римских граждан, корпораций при любых жизненных обстоятельствах. Тем самым была создана особая правовая культура отношений между людьми, юридическими лицами (корпорациями).

11. Главное достоинство правовой культуры в Римской империи состояло в осознании нерасторжимого единства между такими понятиями, как право и справедливость, с одной стороны, а с другой стороны – такое же единство между требованиями законов и требованиями морали. Право рассматривалось как единственный способ поддержания порядка в стране.

Авторитет римских юристов (особенно в период «Республики») был на небывалой высоте по сравнению со всеми прошлыми и даже нынешними государствами мира. Карьера юриста открывала широкие возможности для выходцев из всех слоев общества, для занятия самых высоких государственных должностей. Титанической деятельностью элиты юристов как раз и было создано римское право, которое стало общим правом для всего античного мира и распространилось на все народы, которые общались с этим миром.

Следует отметить, что Римское право пережило своего создателя – античное общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу права многих государств мира, лежит в основе права стран Европейского сообщества, нашей независимой Украины.

Свободное владение современными правоведами основами римского права, общеизвестными афоризмами, крылатыми выражениями, понятиями, терминами свидетельствует не только об общей высокой культуре юриста, но и значительно облегчает общение юристов разных стран мира. Римское право – один из важнейших элементов мировой культуры.

Изучение римского права – обязательный необходимый элемент гуманитарного образования, важнейшая составная часть профессиональной подготовки юристов. По словам видного французского правоведа Р. Давида, «Римская империя создала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире».

Именно эту потрясающую систему Вам, студентам, и предстоит изучить в курсе лекций по Римскому праву. Естественно, что это только основы, только общие правовые понятия, которые будут Вами в дальнейшем пополняться, дополняться, расширяться новыми знаниями по современному праву стран Европейского сообщества, международному праву в целом, праву независимой Украины.

«Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него – вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права», – писал один из крупнейших ученых-цивилистов ХІХ в. Р. Иерлинг.Это положение является и сейчас актуальным, когда речь идет о международном значении римского права в ХХІ в.

 

Таблица 1.1

Таблица 1.2

 

 

Контрольные вопросы

1. Из каких частей состоит Римское право?

2. Что изучает предмет римского права?

3. В чем заключался вклад в развитие римского права глоссаторов, комментаторов Болонской школы юристов?

4. Что входит в понятие институционной и пандектной системы права?

5. Назовите наиболее известных российских, украинских, иностранных исследователей по Римскому праву. Их вклад в развитие Римского права?