ТЕКСТ ЛЕКЦІЇ

ЛЕКЦІЯ

Те же самые средства защиты вроде осторожности, осмотрительности и бдительности, которые не дают нас в обиду бедствиям, порокам и враждебности окружающих, охранят и избавят нас, если понадобится, от эгоизма и мошенничества. Засовы и решетки – не лучшие наши изобретения, равно как холодная практичность в торговых делах вовсе не признак мудрости. Люди страдают всю свою жизнь из – за глупого суеверия, что их могут обмануть. Но человека не может обмануть никто, кроме него самого, аналогично тому, как всякий объект не может где – то быть и в то же самое время не быть. Во всех наших делах присутствует молчаливая третья сторона. Природа и душа вещей берут на себя гарантию выполнения каждого контракта и каждой договоренности, так что честное их соблюдение и честное служение истине никогда не приведут к убыткам. Если вы служите неблагодарному хозяину, служите ему больше и лучше. Привлекайте Господа Бога к выполнению своего долга. За каждый удар нужно отплатить, и каждый удар будет отплачен. Чем дольше откладывается такая оплата, тем лучше для вас, ведь рост и характер использования этой казны определяются сложным процентом на сложный процент.

Добру сопутствуют уравновешивающие его слабости и изъяны. И точно так же как никому не дано испытать чувство гордости от достижения, которое в конечном итоге не оказалось бы для человека во многом губительным, так не бывает у него такого изъяна, который не оказался бы в чем – то полезным. Красивый олень в одной сказке восхищался своими рогами и всячески порицал ноги, но когда в лес пришел охотник, именно ноги спасли его, зато позже рога, застряв в чащобе, погубили этого оленя. Каждый человек всю свою жизнь должен благодарить собственные ошибки. Ведь как никто из нас не в состоянии полностью понять истину, не поборовшись прежде против нее, так и никто не в силах полностью познакомиться с человеческими пороками или талантами, пока лично не пострадает от первых и не увидит триумфа вторых там, где он сам желал, но не смог достичь успеха. Присущ ли ему изъян характера, который препятствует его нормальной жизни в обществе? Такого рода ситуации и размышления заставляют человека наедине с собой принимать в расчет эти и подобные соображения, а также обзаводиться привычками к самосовершенствованию. Тем самым он, подобно раненой устрице, заделывает трещины в своей раковине с помощью жемчуга, и не появится жемчуг, если нет трещин.

Союз между добродетелью и природой вовлекает в себя все, из чего складывается фронт, враждебный злу. Красивые мировые законы в своей сущности преследуют и бичуют предателя, всячески наказывая его. Преступающий их обнаруживает, что все на свете устроено ради торжества истины и пользы, что нет в огромном мире такого логова, где мог бы укрыться мошенник и негодяй. Совершите преступление – и вы обнаружите, что наша планета сделана из стекла. Не существует такой возможности, как укрывательство. Совершите преступление – и вам покажется, будто землю укутало покрывало из снега, на котором видны следы каждой куропатки и лисы, каждой белки и крота. Вы не можете произнести слово вслух, не можете вытереть ноги, не можете подняться по лестнице, чтобы не оставить какого – либо отпечатка или улики. Некое убийственное обстоятельство всегда проявится. Все законы и сущности природы, воды и снега, ветра и тяготения становятся наказаниями вору и преступнику.

Человеческий труд во всех его формах – от обработки палки до строительства города или написания эпопеи – представляет собой одну огромную иллюстрацию идеального воздаяния, присущего вселенной. Всегда и всюду этот закон проявляет свое величие и грандиозность. Абсолютная сбалансированность Даваемого и Получаемого, доктрина, гласящая, что все имеет свою цену, и если эта цена не уплачена, то получишь вовсе не желаемое, а нечто совсем иное, и что невозможно получить хоть какие – нибудь блага, не уплатив за них цену, - эта доктрина проявляет свое величие в колонках бухгалтерских книг в не меньшей степени, чем в бюджетах государств, в законах света и тьмы, во всех действиях и противодействиях природы. Ни на минуту не сомневаюсь, что высокие законы, проявление которых каждый человек видит в тех процессах, о которых он осведомлен, что строгая этика, искрящаяся на лезвии его стамески и отмеряемая его отвесом и складным метром, - словом, все то, что выражается как наглядная декларация и в итоговой строке магазинного счета, и в истории государства, действительно рекомендует ему честно заниматься своим ремеслом и, хотя об этом редко говорят вслух, возвеличивает наше дело, позволяя ему быть равновеликим нашему воображению.

Мудрый человек распространит этот урок на все стороны жизни и будет знать, что всегда поступит благоразумно, пойдя навстречу каждому просящему и расплатившись по каждому справедливому требованию за свое время, свои таланты или свое сердце. Всегда расплачивайтесь, ибо рано или поздно вам все равно предстоит уплатить весь ваш долг сполна. Люди и события могут на какое – то время встать между вами и правосудием, но это в любом случае только отсрочка. В конце концов вам придется заплатить долг. Если вы мудры, то побоитесь процветания, которое только нагрузит вас еще больше. Выгода – это конец натуральности. Ведь за каждую выгоду, которую вы получаете, взыскивается налог. По – настоящему велик тот, кто дарует большинство своих выгод другим. В основном бывает так – и в этом одно из основных правил вселенной, - что блага получают и ни одного из них не отдают. В соответствии с порядком, установленным природой, мы не можем отдать доставшиеся нам выгоды тем, от кого мы их получили, а если и можем, то лишь изредка. Но полученная выгода должна быть снова предоставлена кому – то – шаг за шагом, поступок за поступком, цент за центом. Остерегайтесь чрезмерных благ. Они быстро развратят вас. Поэтому поскорее расстаньтесь с ними, возвратив или уплатив кому – либо.

Вы не можете сделать что – то плохое, сами не испытав потом плохого. «Никому не дано изведать чувство гордости от достижения, которое потом не оказалось бы для него во многом губительным», - сказал Эдмунд Берк. Тот, кто погружен исключительно в модную, фешенебельную жизнь, не видит, что тем самым он попытке приблизиться к кругу радостей и удовольствий в действительности исключает себя из него. Человек, демонстрирующий непреклонную религиозность, не видит, что захлопывает перед собой дверь, ведущую на небеса, в своей непримиримой борьбе за то, чтобы захлопнуть другие двери, которые кажутся ему ненужными. Если вы начнете трактовать людей как пешек или кегли, то пострадаете от такого же их отношения к вам. Если вы не принимаете в расчет их сердца, то потеряете и собственное сердце. Чувства делают всех людей – женщин, детей, стариков – такими, каковы они есть. Вульгарное высказывание: «Я сдеру с него деньги или сдеру с него шкуру» - выражает вполне нормальную философию.

Так написано в умных книгах, потому что так оно и есть в жизни. Наши действия предопределяются и характеризуются сверх нашей воли и желания законами природы. Мы стремимся к мелкой цели, лежащей в стороне о общественного блага, но наше действие само по себе выстраивается под влиянием непреодолимого магнетизма по той линии, которую определяют мировые полюса.

Все в мире двойственно, и одна половина противостоит другой: расплата за содеянное, око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, мера за меру, любовь за любовь, услуга за услугу. Дай другим – и тебе воздастся. Тот, кто польет чужой сад, увидит политым и свой. Что вы будете иметь? Вопрошайте Господа, расплатитесь за это и берите. Кто ничем не рискует, ничего не имеет. Вам заплатят в точности за то, что вы сделали, - ни больше, ни меньше. Кто не работает, тот не ест. Вред причиняешь – вред получаешь. Проклятия всегда обрушиваются на голову человека, который проклинает других. Если вы обвиваете цепь вокруг шеи раба, другой ее конец сам по себе наматывается вокруг вашей собственной шеи. Плохой совет причиняет ущерб советчику. Дьявол – глупец и тупица.

Душа стремится жить и работать, занимаясь всем сущим. Таков единственный неоспоримый факт. Все прочее должно добавляться к этому: власть, удовольствия, знания, красота. Человек стремится стать кем – то, снабдить себя всем нужным, платить натурой и торговать вразнос ради личного блага, в частности, ездить на том, на чем он может ездить, одевать то, во что он может одеться, питаться тем, что он способен съесть, и управлять всем, что он видит. Люди стремятся быть великими: они хотели бы иметь дома, богатство, власть и славу. Они думают, будто, став великими, получат только одну сторону природы – сладкую, без другой стороны – горькой.

И хотя тем самым мир оказывается целостным и не распадается на элементы, мы стремимся действовать частично, хотим разъединять, разлучать, разбивать, подстраивать. Например, дабы доставлять усладу чувствам и потворствовать им, мы отделяем чувства от потребностей характера. Изобретательность человека во многом посвящалась решению одной проблемы – как отделить чувственно сладостное, чувственно сильное, чувственно яркое и т.д. от морально сладостного, морально глубокого, морально справедливого, то есть опять – таки измыслить метод, позволяющий аккуратно срезать верхний слой, да настолько тонко, чтобы оставить срез без дна, без противоположной границы – иными словами, получить один конец без другого конца. Душа говорит: «Вкушай», а тело пирует. Душа говорит: «Мужчина и женщина должны быть одна плоть и одна душа», а тело сочетается воедино только с плотью. Душа говорит: «Властвовать над всем ради целей добродетельности», а тело стремится обрести власть над всем ради его собственных целей.

Этот великий Закон пишет законы городов и народов. Ему невозможно помешать, нельзя отклонить от его цели ни на йоту. Тщетно возводить против него редуты, составлять заговоры или объединяться. События отказываются сколько – нибудь долго пребывать под плохим, неумелым управлением. Хотя никаких препон новому злу не возникает, такие преграды существуют, и они проявятся. Если правительство действует жестоко, его жизнь не может быть безопасной. Если вы облагаете слишком высоким налогом, то сборы не принесут ничего хорошего. Если вы делаете уголовный кодекс кровавым, присяжные перестанут обвинять. Ничто произвольное, ничто искусственное не может делиться. Истинная жизнь и удовлетворенность человека умеют уклоняться от состояний запредельной суровости или счастья и стабилизируются, характеризуясь изрядным безразличием ко всему огромному разнообразию обстоятельств. Во все времена и при всех правителях влияние человеческого характера остается одним и тем же – оно мало чем отличается в Турции и Новой Англии. Как это честно признает история, при первобытных деспотах Египта человек был настолько свободен, насколько могла его сделать свободным тогдашняя культура.

Фермеру мнится, что власть и высокий пост – это нечто прекрасное. Но президент расплачивается за присутствие в Белом Доме дорогой ценой. Обычно попадание туда стоит ему всей ранее имевшейся умиротворенности в душе и лучших из его человеческих качеств. Чтобы сохранять перед миром хотя бы на короткое время видимость человека выдающегося, ему приходится унижаться и есть пыль перед сильными мира сего и реальными хозяевами жизни, которые стоят, не сгибаясь, позади его трона. А что сказать о человеческом желании достичь весомого и постоянного величия, свойственного гениям? Но ни один из них не обладает неприкосновенностью. Тот, кто силой воли или мысли достиг многого и господствует над тысячами, несет бремя ответственности этого господства. С каждым лучом света для него приходит новая опасность. А есть ли в нем собственный огонь, который при необходимости принесет с собой свет? Ведь он должен свидетельствовать об этом свете и всегда преступать границы того сострадания, которого он добивается своей преданностью новым открытиям бесконечной души. Он должен ненавидеть отца и мать, супругу и дитя. Так имеет ли он все то, что мир любит, чем восхищается и чего жаждет? Нет, он должен отбросить людское восхищение, оставить его позади и сокрушить окружающих своей верностью правде, взамен став олицетворением, символом и объектом освистания.

Другой пример – это теория механических сил. Что мы выигрываем в силе, то теряем во времени, и обратно. Периодические или компенсирующиеся погрешности в движении планет – еще один пример. Влияние климата и почвы на политическую историю – очередной образчик. Холодный климат подбадривает. Бесплодная почва не порождает лихорадку, крокодилов, тигров и скорпионов.

И не только весь мир является двойственным, но и каждая из его частей. В каждой частице мироздания представлена вся система объектов и явлений. В любой отдельно взятой сосновой иголке, в зернышке пшеницы, в каждом экземпляре каждого вида животных присутствует нечто такое, что напоминает морской отлив и прилив, день и ночь, мужчину и женщину. Противостояние, столь отчетливое в крупных элементах, повторяется и внутри этих малых частиц. Например, физиологи заметили, что в животном царстве никакие существа и никакие их качества не являются доминирующими, но некоторое воздаяние (именуемое в естественных науках компенсацией) уравновешивает каждый дар и любой изъян. За излишек, дарованный одной части, платят недостатком в другой компоненте того же существа. Если голова и шея увеличены, то туловище и конечности укорочены.

Полярность, полную противоположность либо действие и противодействие мы встречаем в каждом элементе природы: в темноте и свете, в жаре и холоде, в отливе и приливе, в мужчине и женщине, во вдохе и выходе, совершаемых растениями и животными, в систоле и диастоле сердца, в волнообразности жидкости и звука, в центробежной и центростремительной силах, в электричестве, гальванизме и химическом сродстве. Породите магнетизм на одном конце иглы – и тут же на другом конце образуется противоположно направленная сила. Если юг притягивает, то север отталкивает. Чтобы сделать реже здесь, вы должны уплотнить там. Неизбежная двойственность рассекает природу пополам, так что каждый объект представляет собой половину и предполагает наличие другого объекта, делающего их единым целым – как дух и материя, мужчина и женщина, субъективное и объективное, входящее и исходящее, верхнее и нижнее, движение и покой, согласие и возражение.

Я попытаюсь изложить некоторые факты, которые указывают пути закона Возмещения, и буду счастлив сверх всякой меры, если действительно смогу внести хотя бы малейшую лепту в рассмотрение этого вопроса.

И все же в чем состоит сущность подобного учения и какова его значимость? Что подразумевал проповедник, заявляя, будто добродетельные в земной жизни бедствуют и пребывают в несчастье? Означало ли это, что домами и землями, конторами, вином, дорогим платьем, роскошью и прочим владеют люди беспринципные, в то время как святые бедны, презираемы, их ни во что не ставят, и что этим последним в потустороннем мире положено воздаяние, которое будет дано им в один прекрасный день в виде подобного же вознаграждения – банковским капиталом и дублонами, олениной и шампанским? Но может ли это быть воздаяние, предназначенное за что – либо иное? Надлежит ли им воздать за то, что они посвящали себя молитве и прославлению, что любили людей и служили им? Вывод, который извлек бы христианин из подобных рассуждений, прост: «Мы должны получать такое же удовольствие, какое грешники получают теперь» - или, если доводить подобную логику до крайности: «Вы грешите теперь, а мы будем грешить вскорости. Мы бы грешили и теперь, если бы могли, но, не обретя успех ныне, мы рассчитываем на отмщение завтра».

В последнее время я утвердился в этих желаниях, услышав в церкви одну проповедь. Пастор, человек известный и уважаемый, развернуто и доступно изложил доктрину Страшного суда. Он полагал, что сей суд, увы, не свершается в этом мире, где нечестивцы преуспевают, а добродетельные бедствуют и пребывают в несчастье. Затем он, руководствуясь соображениями разума и Священным Писанием, убеждал нас, что в потусторонней жизни, в ином, лучшем мире обе стороны ждет воздаяние. Казалось, при такой доктрине члены конгрегации не могут совершить никакого поступка и не должны ничего предпринимать, ибо все предопределено заранее. Когда служба закончилась, прихожане, насколько я мог заметить, разошлись, не сказав ни слова по поводу выслушанной проповеди.

Немного раньше, когда Наполеон Хилл изо всех сил убеждал вас всегда отдавать больше и служить людям лучше, чем вам заплатили, он также дал один ценный совет из области литературы. Хилл сказал: «Возможно, вы уже читали «Возмещение». Неважно. Перечитайте его снова! Одно из странных явлений, которые вы будете наблюдать в связи с этим эссе, заключается в том факте, что всякий раз, когда вы его читаете, перед вами открываются новые истины, которых вы не замечали в ходе предыдущих прочтений».

Ваша жизнь – это неподдельный драгоценный камень, и никому никогда не удавалось определить его истинную ценность лучше, чем это сделал Ралф Уолдо Эмерсон. Среди его величайших работ видное место занимает «Возмещение», откуда взята данная лекция, и в этом классическом эссе вы постигнете самую сущность того, что означает «платить цену» за свои действия, будь они хорошими или плохими. Как только вы примет для себя тот факт – а многие не в состоянии его принять, - что существует Закон Возмещения, который управляет всеми вашими мыслями и делами, то раскроете секрет того, как направлять свою жизнь по любому избранному вами пути.

Только помните, Закон Возмещения никогда и никем не аннулировался. Вы должны жить с ним независимо от того, нравится он вам или нет, и тогда вы сможете использовать его мудро и в собственных интересах. И вы будете счастливы, что так поступили…

Еще когда я был ребенком, я хотел написать трактат о Возмещении; ибо уже тогда, в те весьма юные годы, мне казалось, что Жизнь опередила в данном вопросе богословие и люди знают на сей счет гораздо больше. Да и сочинения, из которых надлежало извлечь эту доктрину, тоже завораживали мое воображение своим бесконечным разнообразием. К тому же они всегда лежали передо мной, даже во сне, ибо они суть инструменты в наших руках, хлеб в нашей корзинке, всевозможные действия, совершаемые нами на улицах и в жилых домах; это наши приветствия и взаимоотношения, обязанности и почетные права, они влияют на характер, природу и дарование всех людей. Мне также казалось, что в этом вопросе есть возможность показать людям проблеск божественного, непрестанное деяние Души этого мира, чистое и не замутненное ни малейшей крупицей традиции. И тогда человеческое сердце могло бы купаться в потоках вечной любви, ведя беседу с тем, что, как ему известно, всегда было, всегда должно быть и всегда будет, ибо оно3действительно с нами – ныне и вовеки. Мне казалось, что если данную доктрину удастся сформулировать в выражениях, хоть сколько – нибудь подобных тем ярким интуитивным озарениям, в каких порой является нам истина, то она станет путеводной звездой, озаряющей многие темные, мрачные часы, многие извилистые дорожки нашего странствия по жизни и не позволяющей нам сбиться с пути истинного.

Заблуждение заключается в огромной уступке, состоящей в том, что плохие люди рассматриваются как преуспевающие, а правосудие творится не здесь и сейчас. Слепота того проповедника была в его готовности подчиниться мнению обывателей о том, что составляет успех, вместо стремления противостоять этой молве и обвинить мир, исходя из истины; провозгласить присутствие Души и всемогущество Воли и тем самым установить подлинный стандарт добра и зла, успеха и лжи, а также призвать мертвых на сегодняшний суд.

Сходную тональность я обнаруживаю и в популярных ныне работах на религиозную тематику. Кроме того, просвещенные люди придерживаются таких же или похожих доктрин, когда углубляются в связанные с этим вопросы. Думается, что достижения нашего популярного богословия по сравнению с суевериями, которые оно заменило, скорее в декоруме, нежели в принципах. Но люди лучше этого богословия. Их повседневная жизнь выдает ложность подобных суждений. Каждая бесхитростная и стремящаяся ввысь душа собственным житейским опытом перечеркивает эту доктрину, и все люди порой чувствуют в ней какую – то фальшь, хотя и не в силах доказать и продемонстрировать ее. Люди на самом деле мудрее, чем сами о себе думают. И то, что они без возражений слушают проповедников, не прибегая к запоздалым соображениям, приходящим в голову слишком поздно, будет, вероятно, подвергнуто молчаливому сомнению, если прозвучит в обычной беседе. Когда человек в какой – то смешанной компании безапелляционно, авторитетным тоном высказывается по поводу Провидения и богоданных законов, ему ответствует молчание, достаточно отчетливо говорящее стороннему наблюдателю о неудовлетворенности слушателей, но вместе с тем и об их неспособности сформулировать собственное мнение.

Одна и та же двойственность лежит в основе и природы, и состояний человека. Всякий избыток становится причиной недостатка, а всякий недостаток – причиной избытка. В каждой сладости присутствует свойственная ей горечь. В каждом зле есть свое добро. Каждая способность, которая выступает как получатель удовольствия, имеет равное ей злоупотребление, приводящее к наказанию. И даже за умеренность в жизни приходится нести ответ. На каждую крупицу мудрости и сообразительности приходится своя крупица глупости и безрассудства. За все упущенное вы получаете что – либо другое; и за все, что обрели, вам предстоит что – нибудь потерять. Если богатства умножаются, то умножаются и проблемы тех, кто их использует. Если собиратель собирает слишком много, природа отнимает у него то, что положила в его сундук; она пополняет состояние, но убивает владельца. Природа ненавидит монополии и исключения. Морские волны не более поспешно стремятся стать вровень с наиболее высокими среди них, чем разнообразие условий и состояний склонно к взаимному выравниванию. Всегда отыщется некое обстоятельство, которое сглаживает различия, принижает и умаляет выделяющихся, властных, сильных, богатых, удачливых, стремясь низвести их к тому же самому уровню, что и всех прочих. Действительно ли человеку, который слишком силен и жесток в обществе и у которого по характеру и положению явственны задатки плохого гражданина, - эдакому угрюмому хулигану с примесью пирата – природа посылает много вполне милых, даже симпатичных сыновей и дочерей, которые успешно справляются с учебой в школе, после чего любовь и страх за них сглаживают в отце мрачные черты и доводят его манеры до учтивой обходительности? Действуя таким образом, природа умудряется смягчать гранит и полевой шпат, она превращает вепря в агнца и сохраняет присущее ей равновесие.

Все эти проявления указывают на тот факт, что вселенная полностью представлена в каждой из ее частиц. Любой объект, имеющийся в природе, содержит в себе все ее силы и возможности. Все сделано из одной тайной субстанции, и натуралист видит за каждой метаморфозой единый тип и рассматривает лошадь как бегущего человека, рыбу – как человека плавающего, птицу – как человека летящего, а дерево – как человека укорененного. Каждая новая форма повторяет не только главное характерное качество данного вида или класса, но и воспроизводит часть за частью все детальные свойства, все цели, все содействующее и все препятствующее, энергетику и систему в целом, свойственные каждому другому виду. Всякий род занятий, всякая профессия, искусство, ремесло, операция являются частью всего мира и коррелируют со всеми прочими его составляющими. Каждый объект представляет собой полную и законченную эмблему человеческой жизни, всего ее добра и зла, ее испытаний, ее врагов, ее течения и конца. И каждый каким – то образом должен так или иначе вместить всего человека в целом и поведать его судьбу.

Весь мир, весь земной шар содержится в капле росы. Микроскоп не в состоянии отыскать простейшее существо, которое стало бы менее совершенным из – за того, что оно столь мало. Глаза и уши, вкус и запах, движение и сопротивление, аппетит и органы воспроизводства, которые простираются в вечность, - все это есть в любом маленьком творении. Точно так же и мы вкладываем всю нашу жизнь в каждый свой поступок, каждое деяние. Истинная доктрина вездесущности состоит в том, что Бог вновь и вновь появляется со всеми Его частями в каждой ворсинке мха и каждой паутинке. Все ценности вселенной умудряются целиком пропитать каждую ее точку. Если где – то присутствует добро, то здесь же имеется и зло; если есть близость, то есть и антипатия; если имеется сила, то существует и ограничение.

Таким образом, вся вселенная жива. Все вещи, все явления – моральны. Та душа, которая внутри нас является чувством, вне нас представляет собой силу закона. Мы чувствуем в себе вдохновляющие порывы души, но вовне, в истории мы можем видеть ее роковую силу. Она всемогуща. Вся природа ощущает ее стальную хватку. «Она присутствует в мире, и мир сотворен ею». Она вечна, но дает сама себе законную силу действовать во времени и пространстве. Правосудие не откладывается. Идеальная, беспристрастная справедливость поддерживает сбалансированность всех элементов жизни. Игральные кости Бога с одной стороны налиты свинцом, они всегда ложатся так, как надо Ему. Мир напоминает таблицу умножения или математическое уравнение, которое, как его ни крути, автоматически самоуравновешивается. Представьте в него любое число, какое захотите, и в ответе у вас всегда получится точное значение, че больше и не меньше. Каждая тайна раскрывается; каждое преступление подвергается наказанию; каждая добродетель вознаграждается; каждый вред, каждая неправда и зло компенсируется воздаянием – молча и неотвратимо. И то, что мы называем возмездием, - это универсальная закономерность, в соответствии с которой целое появляется везде, где есть часть. Если вы видите дым, то где – то должен быть огонь. Если вы видите ладонь или ступню, то знаете, что за ними есть туловище, которому они принадлежат.

Каждое деяние вознаграждает себя или, другими словами, интегрируется в состав единого целого, осуществляя это двояко: во – первых, в конкретной вещи, или в реальной природе, и во – вторых, в обстоятельстве, или природе кажущейся. Люди называют такое обстоятельство возмездием. Казуальное возмездие находится в вещи и видится душой. Возмездие в обстоятельстве видится постижением; оно неотделимо от вещи, но часто растягивается на долгое время, поэтому его не удается распознать, пока не пройдут многие годы. Конкретные последствия могут наступить спустя длительное время после нарушения, но они обязательно будут, потому что сопутствуют ему. Преступление и наказание произрастают из оного ствола. Наказание – это плод, вызревающий, сам того не подозревая, внутри цветка удовольствия, который до поры до времени скрывает грядущее возмездие. Причина и следствие, средства и цель, семя и плод не могут быть разъединены, ибо следствие уже расцветает в причине, цель предвосхищается средствами, а плод – семенем.

Это разделение очень устойчиво, и попытка отграничить одно от другого сталкивается с противодействием. На сей день надлежит признать, что ни одному прожектору не удалось достичь в этом деле ни малейшего успеха. Разделенная надвое водная струя тут же воссоединяется за нашей рукой. Удовольствие уходит из вещей приятных, прибыль – из вещей выгодных, мощь – из вещей сильных в то самое мгновение, когда мы стремимся отделить их от целого. Мы способны разделить какие – то явления надвое и получить для себя только чувственно хорошее ничуть не в большей степени, чем способны получить внутреннюю часть того, что не должно иметь никакой внешней стороны, или получить свет без тени. «Выгоните природу через дверь – она все равно влезет обратно через окно».295

295Эту фразу написал выдающийся древнеримский поэт Квинт Флакк Гораций (65 – 8 гг. до н. э.) («Послания», книга I, послание 10).

Человек может ничего не говорить, но он судит себя. По своей воле или против воли он каждым сказанным словом и каждым совершенным поступком рисует свой портрет в глазах сотоварищей. Каждое высказанное мнение воздействует на того, кто его произносит. Оно будто шарик на резиновой нитке, который бросили в цель, но другой конец нитки остается в руке того, кто метнул. Или, скорее, оно словно брошенный в кита гарпун, который в полете раскручивает катушку с тросом, установленную в лодке, и если гарпун нехорош сам по себе или плохо брошен, то он пролетит мимо, а трос рассечет рулевого надвое или опрокинет лодку.

Все нарушения требований любви и беспристрастности в наших общественных отношениях быстро пересекаются. Они караются Страхом. Пока я состою в простых отношениях со своим ближним, я не испытываю никакого неудовольствия при встрече с ним. Мы встречаемся, как вода встречается с водою или как сливаются два воздушных потока – идеально распространяясь и глубоко проникая друг в друга и в природу. Но как только возникает любое отклонение от прямоты и появляются попытки половинчатости, при которой хорошее для меня становится нехорошим для него, мой сосед начинает чувствовать себя не в своей тарелке; он избегает меня, как я избегаю его; его глаза больше не ищут моих; между нами разгорается война; вспыхивают два чувства – ненависть в нем и страх во мне.

Умудренные опытом люди хорошо знают, что продвигаясь по жизненному пути, лучше расплачиваться за все сполна или даже с лихвой и что за малую бережливость человеку зачастую приходится много платить. Заемщик бегает за собственным долгом. Приобретает ли что – нибудь человек, который получил от других сотню благ и знаков покровительства, а сам не дал людям ничего? Извлекает ли он пользу, заимствуя у соседа – благодаря его лености или своей хитрости – принадлежащие тому вещи, или лошадей, или деньги? В таких ситуациях на деле возникает мгновенное признание выгоды, полученной одной из сторон, и долга, возлагаемого на другую, иными словами, взаимоотношения превосходства и подчинения. Сделка остается в памяти у обоих этих людей; и каждая новая сделка изменяет, согласно ее характеру, их отношения друг к другу. Первый может вскоре прийти к выводу, что лучше даст сломать собственные кости, чем сядет в экипаж соседа, и что «наивысшая цена, какую можно заплатить за услугу, - это попросить о ней».

Труд подчиняется тем же безжалостным законам. Как говорят благоразумные люди, самый дешевый труд на поверку оказывается наиболее дорогим. Приобретая метлу, циновку, повозку или нож, мы фактически покупаем некое применение здравого смысла к обычному желанию. Лучше всего платить работающему на вашей земле искусному и опытному садовнику, или, иными словами, покупать по – настоящему здравый смысл, приложенный к садоводству и озеленению; покупать в моряке здравый смысл, приложенный к судовождению; покупать для дома здравый смысл, приложенный к кулинарии, шитью, сервировке стола и обслуживанию; покупать в своем коммерческом агенте здравый смысл, приложенный к счетам и сделкам. Поступая таким образом, вы умножаете свое присутствие и повсеместно распространяетесь по своим владениям. Но из – за двойственности всех вещей и явлений в труде, как и в жизни, нет места обману. Вор крадет у самого себя. Жулик обманывает опять же себя. Ибо реальная цена труда есть знания и добродетель, свидетельствами которых служат богатство и доброе имя. Эти свидетельства, подобно бумажным деньгам, могут быть подделаны или украдены, но те качества, которые они представляют, а именно – знания и добродетель, невозможно ни подделать, ни украсть. Их нельзя добиться иначе, чем применяя реальные усилия разума и повинуясь истинным мотивам. Обманщики, нарушители правил, растратчики, азартные игроки не в состоянии вырвать силой, угрозами или вымогательствами желанную для них выгоду, не в состоянии вырвать такого знания материальных и моральных аспектов природы, которого достигли бы честные усилия, приложенные в трудах и стараниях. Закон природы таков: «Сделай нужное дело, и ты обретешь силу. А тем, кто его не сделает, сила дана не будет».

С другой стороны, закон обеспечивает обязательность равного отклика на все верные действия. Любите – и вы будете любимы, ведь всякая любовь математически обоснована – в такой же мере, как две стороны алгебраического уравнения. Добрым людям свойственно абсолютное добро, которое, словно огонь, придает всему свою характерную природу так, чтобы вы не могли сделать им ничего дурного; и как было с королевскими армиями, посланными против Наполеона, которые при его приближении сворачивали свои знамена и из врагов становились друзьями, так и всяческие беды вроде болезней, проступков или бедности подвергают испытанию тех, кто творит добро.

Наша сила произрастает из нашей слабости. Только после того, как нас уколят и ужалят или по нам будут жестоко, коварно стрелять, хоть и промахнутся, в нас проснется негодование, которое само по себе вооружится и даст нам тайные силы. Большой человек всегда желает быть малым. Пока он сидит на мягкой подушке превосходства над окружающими, он позволяет себе беспечно дремать. Когда его начинают толкать, мучить, изничтожать, у него появляется шанс чему – нибудь научиться; он вынужден привести в действие свою мудрость и зрелую возмужалость, вынужден употребить их; он собирает факты, просвещает свое невежество, излечивается от того безрассудства, каким является тщеславное самомнение; он обретает умеренность и реальные умения. Человек по – настоящему мудрый всегда ставит себя на место своих противников. Он гораздо больше их заинтересован найти свои слабые места. Рана зарубцуется, а когда им покажется, что они одержали победу, он вдруг раз! – и выйдет из сражения неуязвленным! Чувство вины менее опасно, нежели похвала. Я ненавижу, когда меня защищают газетах. Пока все, что говорится, направлено против меня, я чувствую некоторую гарантию успеха. Но как только обо мне начинают произносить подслащенные медом слова похвалы, я чувствую себя человеком, который беззащитен перед своими врагами. Вообще, каждое зло, которому мы не уступаем, - это для нас благо. Как дикарь с Сандвичевых островов верит, что сила и доблесть убитого им врага переходит в него самого, так и мы обретаем силу того искушения, которому смогли сопротивляться.

Жизнь человека – это движение, процесс, а вовсе не конечная станция. Его природным инстинктом является доверие. Наш инстинкт использует применительно к человеку понятия «больше» и «меньше», и всегда говорят о присутствии духа, а не об его отсутствии. Как известно, храбрец крупнее, чем трус; тот, кто верен, доброжелателен, щедр и мудр, в большей мере является человеком и уж никак не может быть глупцом или беспринципным подлецом, мошенником или плутом. Посему не существует никакого налога на такие блага, как достоинство, нравственность и добродетель, ибо они исходят от самого Бога, или от абсолютной сущности, не допускающих никаких сравнений и изъятий. Всем внешним благам присущ свой налог, и если они пришли ко мне незаслуженно или без пролития пота, то никак не укоренились во мне, и следующий порыв ветра сдует их. Но все подлинные блага природы идут от души, и их можно заполучить, если уплатить за это той законной монетой, которая имеет хождение в природе, то есть трудом, причем настолько интенсивным, как это позволяют сердце и разум. У меня нет больше желания обретать блага, которых я не заработал, например, найти горшок закопанного кем – то золота, поскольку я знаю, что такие находки приносят с собой лишь новую ответственность. Я не желаю больше никаких внешних благ – ни имущества, ни почестей, ни полномочий, ни сил, ни власти, ни людей. Выгода от них очевидна, но и налог тоже последует – наверняка и несомненно. Зато нет никакого налога на знание о том, что воздаяние существует и что нежелательно выкапывать сокровища. А посему я возрадуюсь пред лицом мира и покоя, безмятежных в своей вечности. Я сужаю границы возможного ущерба или зла. И постигаю мудрость святого Бернара296: «Ничто и никто не может причинить мне ущерба, кроме меня самого. Вред, который мне приходится испытывать, я несу в себе и с собою, и никогда я не страдаю иначе, нежели из – за собственной ошибки и по своей вине».

296Бернар (Бернард) Клервоский (Bernard de Clairvaux, лат. Bernardus Claraevallensis)(1090 – 1153) – святой, живший во Франции, крупнейший католический церковный деятель, учитель церкви, мистик. Канонизирован.

 

ТЕМА:«ЗАХВОРЮВАННЯ ТВЕРДИХ ТКАНИН ЗУБІВ,

ПУЛЬПИ ТА ПЕРІОДОНТУ»

 

 

Розглянуто та затверджено на засіданні

циклової комісії

зуботехнічних дисциплін

Протокол №6 від «10»січня2013р.

Голова циклової комісії

Бородько С.Л.________________.

 

 


 

ТЕМА: «Захворювання твердих тканин зубів, пульпи та періодонту»

МЕТА:ознайомити студентів з основними ознаками захворювань твердих тканин зубів, пульпи та періодонту.

ПЛАН:

1. Захворювання твердих тканин зубів.

a. Класифікація.

b. Карієс, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

c. гіпоплазія, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

d. флюороз, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

e. патологічне стирання зубів, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

f. клиноподібні дефекти, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

g. ерозія твердих тканин зубів, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи;

h. гіперестезія, етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки та профілактичні заходи.

2. Пульпіт. Етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки при гострих та хронічних формах.

3. Періодонтит.Етіологія, патогенез, основні клінічні ознаки при гострих та хронічних формах.

Карієс зубів - це патологічний процес, що розвивається після прорізування зубів і характеризується демінералізацією та руйнуванням твердих тканин зубів з наступним утворенням дефекту у вигляді каріозної порожнини.

Етіологія і патогенез. Існує понад 400 теорій походження карієсу, проте жодна з них не дає вичерпної відповіді на всі запитання щодо етіології і патогенезу карієсу зубів.

За сучасними уявленнями, розвиток карієсу відбувається внаслідок складної взаємодії зовнішніх і внутрішніх чинників, що реалізується у системі "мікроорганізм - слина - структура емалі". Відомо, що розвиток карієсу зубів пов'язаний з мікрофлорою, серед якої пер­винну роль відіграють стрептококи.

Карієсогенну дію мікроорганізмів пов'язують з утворенням ними зубної бляшки. Основу її становлять мікроорганізми, фіксовані на полісахаридній стромі, що в різній кількості насичена мінеральними речовинами. Зубна бляшка щільно прилягає до поверхні зуба і розташовується над пелікулою – тонкою органічною плівкою, що вкриває емаль зуба. Утворення зубної бляшки пов'язане з утилізацією бактеріями залишків їжі, що затримуються на поверхні зубів. Найбільше бактерії використовують речовини, які легко проникають у бляшку, - сахарозу, глюкозу, фруктозу, мальтозу, лактозу.

Крім карієсогенної дії зубної бляшки важливу роль відіграють чинники, що зумовлюють стійкість або сприйнятливість до карієсу зубів (перенесені і супутні хвороби, неповноцінне харчування, шкідливі звички тощо).

Стійкість зубів до карієсу визначається також складом і властивостями емалі. Структура емалі як тимчасових, так і постійних зубів зумовлюється, насамперед, генетичними чинниками. Крім того, велике значення і виникненні карієсу зубів має функціональний стан пульпи, склад і властивості слини.

У залежності від розташування вогнища ураження карієс поділяють на фісурний, пришийковий і карієс контактних (апроксимальних) поверхонь (класифікація Блека).

Згідно з клініко-анатомічною класифікацією, яка враховує глибину ураження, карієс зубів поділяють на:

1) початковий карієс - стадія плями;

2) поверхневий карієс - вогнище локалізується у межах емалі;

3) середній карієс - вогнище розповсюджується за межею емалево-дентинного кордону і розташовується у поверхневих шарах ден-тина;

4) глибокий карієс - ураження глибоких шарів дентина.

Крім того, за характером клінічного перебігу карієс поділяють на го­стрий та хронічний. За послідовністю виникнення розрізняють карієс первинний, вторинний або рецидивний.

Основні клінічні ознаки. В залежності від форми карієсу та перебігу може бути гострий тимчасовий біль або відсутність болю. Об’єктивно: можна виявити каріозну порожнину різних розмірів, дентин в залежності від перебігу або темний пігментований, або світлий розм’якшений. Зондування болісне по стінках, реакція на холодне болісна тимчасово.

Профілактичні заходи: якісна гігієна порожнини рота, застосування препаратів фтору (флюор-є-дей), препаратів кальцію, жувальних гумок, герметизація фігур.

Залежно від терміну виникнення некаріозні ураження твердих тканин зуба поділяють на дві групи:

І. Ураження твердих тканин зубів, що виникають у період їх розвитку (до прорізування). До них відносять гіпоплазію, гіперплазію, флюороз і спадкові ураження (дисплазія Капдепона, недосконалий амело- і дентиногенез, мармурова хвороба тощо);

II. Ураження твердих тканин зубів, що виникають після їх прорізування. Ця група включає патологічне стирання зубів, клиноподібні дефекти, некроз, ерозію твердих тканин, гіперестезію (підвищена чутливість) зубів, травми.

Гіпоплазія - це вада розвитку емалі, що характеризується її недостатньою мінералізацією та формуванням.

Виникнення гіпоплазії пов'язане з тяжкими порушеннями обмінних процесів в організмі плода або дитини під впливом різних захворювань {системна гіпоплазія), або внаслідок порушення обміну в окремих фолікулах (зачатках зубів) під дією механічної травми, інфекції, підвищеної радіації тощо {місцева гіпоплазія).

Вада розвитку емалі при гіпоплазії має незворотній характер. Морфологічно гіпоплазія характеризується змінами структури емалі різного ступеня тяжкості, навіть до повної відсутності деяких ділянок емалі.

Згідно з клінічними проявами розрізняють три форми системної гіпоплазії:

> зміна кольору;

> недостатній розвиток емалі;

> повна відсутність емалі.

Зміна кольору емалі проявляється появою різних за формою, симетрично розташованих плям білого кольору на однойменних зубах. Ці плями частіше локалізуються на вестибулярній поверхні і не супроводжуються будь-якими неприємними відчуттями. Характерною рисою плями при гіпоплазії є те, що зовнішній шар емалі залишається гладеньким, блискучим і не забарвлюється метиленовим синім. Протягом життя розміри, форма і колір плями не змінюються.

Більш тяжка форма гіпоплазії супроводжується недостатнім розвитком емалі. Клінічні прояви різні: хвиляста, точкова або борозенчаста емаль. Найчастіше спостерігається точкова форма системної гіпоплазії емалі. Дефекги емалі мають вигляд точкових заглиблень, що розташовані на вестибулярній та язиковій поверхнях на різному рівні у різних групах зубів. Спочатку, після прорізування зубів, емаль у місцях заглиблень має звичайний колір. Згодом вона поступово пігментується, але залишається щільною і гладенькою.

Гіпоплазія може мати вигляд поодинокої поперечної борозни на коронці зуба. Це заглиблення може бути значним, а коронка помітно зменшеною (так званий перехват). Ця форма гіпоплазії емалі дістала назву борозенчастої Таких борозенок може бути декілька, і вони чергуються з незміненими тканинами зуба.

Профілактичні заходи: загальне зміцнення організму вагітної та дитини.

Флюороз- це різновид гіпоплазії емалі з відомою етіологією, який виникає внаслідок впливу надлишку іонів фтору, якщо у питній воді, продуктах харчування або атмосфері підвищений його вміст.

Флюороз - захворювання ендемічне. Частіше це порушення зустрічається в областях, де є природні джерела води, в яких кількість фтору більша від рекомендованої норми (1 -1,2 мг/л). Чим більше фтору у питній воді, тим частіше зустрічається флюороз і рідше - карієс. Чим більше фтору поступає до організму, тим тяжче захворювання.

Флюороз може виникати і при надмірному надходженні фтору з інших джерел, наприклад, при багаторазовому ковтанні фторованої зубної пасти чи розчину при місцевій флюоризації у дитячому віці. Ендемічні вогнища флюорозу існують у багатьох країнах, переважно у районах, що розташовані у підніжжя гір.

Флюороз проявляється на зубах одразу після їх прорізування зміною кольору емалі, яка втрачає прозорість, стає матовою, жовтувато-коричневого кольору. Такі зміни кольору на коронках зубів мають вигляд смуг і плям різного розміру. Кількість та розміри цих елементів, а також їх колір відповідає тяжкості захворювання. Для флюорозу, на відміну від карієсу, характерні двосторонні та симетричні вогнища, які розташовуються переважно ближче до ріжучого краю зуба і оклюзійної поверхні.

У зарубіжних країнах прийнята класифікація ВООЗ (1975), розроблена І. Мюллером. У ній враховуються не тільки елементи ураження (смуги, плями, ділянки деструкції), але і їх площа. Згідно цією класифікацією виділяють п'ять ступенів флюорозу:

І ступінь - сумнівний флюороз: на емалі з'являються ледь помітні білі точки або плями;

II ступінь - дуже слабкий флюороз: білі непрозорі плями займають менше, ніж 25% поверхні емалі;

ІІІ ступінь- слабкий флюороз: білі непрозорі плями на емалі зуба більші за розміром, але уражено не більше, ніж 50% поверхні емалі;

ІУ ступінь- помірний флюороз: уражена вся поверхня зуба, емаль вкрита коричневими плямами, наявна стертість, що змінює поверхню емалі;

У ступінь- тяжке ураження: вся поверхня зуба повністю ушкоджена, відзначаються значні ділянки коричневого забарвлення та деструкції емалі.

Профілактичні заходи: не вживати продукти, що виросли в умовах підвищеного вмісту фтора, за умови проживання у вище вказаному регіоні (необхідно вживати продукти, що привезені з інших регіонів).

Патологічне стирання зубів, Стирання твердих тканин зуба включає фізіологічне - це поступове, регулярне зношування тканин зубів внаслідок жування. Воно виявляється на ріжучих, оклюзійних і апроксимальних поверхнях.

Надмірне стирання - це патологічне зношування твердих тканин зуба, яке може розповсюджуватись на один або групу зубів внаслідок їх неправильного положення. Надмірне зношування жувальних поверхонь зубів може бути внаслідок шкідливих звичок (надмірне жування тютюну або жувальної гумки), бруксизму.

Виділяють три ступеня стирання:

1-й - стирання у межах емалі;

ІІ-й - стирання у межах дентина, але не більше, ніж до рівня даху порожнини зуба;

ІІІ-й - стирання більш інтенсивне, ніж стирання ІІ-го ступеня.

Клінічний перебіг надмірного стирання, як правило, безсимптомний, але інколи може виникати гіперестезія дентина. При 1 та II ступенях стирання відбувається зміна прикусу, що призводить до зрушень у скронево-нижньощелепному суглобові.

У більшості випадків стирається оклюзійна поверхня зубів - це так зване горизонтальне стирання. Інколи зустрічається і вертикальне стирання.

Лікування. Хворому слід дати рекомендації щодо харчування, тому що воно є основним фактором, що призводить до стирання. При II і III ступенях стирання у молодому та середньому віці рекомендують протезування.

Стертість (зішліфування) - це патологічне зношування твердих тканин зуба внаслідок тертя сторонніми предметами і субстанціями.

Стертість виникає внаслідок неправильного чищення зубів. Вона також може виникати при палінні люльки, затиснутої між зубами при механічній дії кламерів, неякісно припасованих часткових протезів тощо.

У залежності від факторів, які зумовлюють стертість, зменшення твердих тканин зуба може набувати різних форм: У-подібний дефект (синонім -"клиноподібний дефект"), заглибина на ріжучому краї, неправильна форма зуба тощо. Найчастіше зустрічається клиноподібний дефект, який розташовується у пришийковій частині коронок іклів та премоліряв, рідше -різців.

Зменшення тканин відбувається поступово, найчастіше супроводжується гіперестезією дентина. Поверхня дефекту -гладенька, блискуча, тверда.

Профілактичні заходи. Перш за все, при стиранні твердих тканин зуба важливо виявити та усунути шкідливі чинники. Дефекти, які виникають при стиранні твердих тканин зубів, лікуються шляхом пломбування або протезування.

Клиноподібні дефекти

Етіологія недостатньо вивчена. Існує декілька теорій:

· механічна теорія (травматична дія на шийки зубів під час чистки зубною щіткою та пастою; парадоксальність цієї теорії заключається в тому, далеко не у всіх людей,які чистять зуби виникає КД, і в той же час КД можуть виникати у пацієнтів, які взагалі ніколи не чистили зуби);

· хімічна теорія (демінералізуюча дія кислот, які утворюються у процесі бродіння залишків їжі у пришийковій ділянці зубів);

· ендокринні порушення (пацієнти, у яких є захворювання шлунково-кишкового тракту, серцево-судинної системи, печінки та інше, які перенесли інфекційний енцефаліт);

· спадковість та інші.

Классификация КД

· I - продромальний період, скарги на оскоміну у пришийковій ділянці;

· ІІ – початковий період, визначаються один або багато штрихів.

· період сформованого КД, визначається дефект у вигляді клина, краї дефекту рівні та гладенькі ніби поліровані, найчастіше уражені ікла і пре моляри з вестибулярного боку, пацієнти скаржаться на тимчасовий біль від холодного та кислого, визначається болісне зондування дефекту болісне, перкусія безболісна.

Профілактичні заходи визначаються відповідно до відомих причин виникнення КД. Для чистки зубів використовувати м’які щітки та неабразивні пасти, важливо робити тільки вертикальні рухи під час чистки зубів; пройти курс ремінералізуючої терапії (прийом гліцерофосфатів протягом місяця, а потім препаратів фтору).

Ерозія твердих тканин зубів, це поверхнева втрата твердих тканин зубів внаслідок розчинення їх кислотами, без втручання бактерій.

Ерозії, як правило, розташовуються у приясеневій частині вестибулярної поверхні зубів. Найчастіше уражаються різці верхньої щелепи.

Ерозії бувають ідеопатичними, тобто коли причина їх виникнення невідома. Також вони можуть виникати при зловживанні кислими продуктами харчування у осіб, які працюють на шкідливому виробництві, пов'язаному з кислотами, у пацієнтів, які страждають на багаторазове блювання.

Поодиноких уражень, як правило, не буває. Зазвичай уражаються не менше двох симетрично розташованих зубів. Ділянки ураженої емалі -блюдцеподібної форми, вони розташовуються між екватором і пришийковою ділянкою зуба.

Розпізняють епозію емалі і дентина.

За характером перебігу процес може бути повільним, швидким і таким, що зупинився. Колір ерозії відповідає натуральному кольорові тканин зуба. Але у випадку, коли виникає гіперестезія і хворі не чистять зуби, поверхня ерозії зафарбовується харчовими барвниками і набуває жовтого або світло-коричневого відтінку.

Ерозія емалі, на відміну від інших видів стирання, у більшості випадків характеризується вираженим больовим відчуттям на дію різних чинників (холодне повітря, хімічні речовини тощо).

Лікування. Вибір методів лікування залежить від форми прояву ерозії. Але у першу чергу необхідно усунути причинні чинники. Необхідно дотримуватись гігієни порожнини рота навіть при вираженій больовій реакції. Місцеве лікування ерозії твердих тканин зуба включає призначення мінералізуючої терапії методом багаторазових аплікацій розчинів кальцію і фторидів. При значних дефектах твердих тканин зуба застосовують пломбування з використанням композитних матеріалів останнього покоління.

Гіперестезія

Вважається, що етіологія справжньої гіперестезії перш за все пов’язана з підвищеною потребою організму людини в мікро і макроелементах, особливо коли в організм з їжею їх мало потрапляє (наприклад: у період інтенсивного росту(підлітки), у вагітних та у матерів-годувальниць).

Пацієнти скаржаться на тимчасовий гострий біль від холодного, кислого. Об’єктивно: зуб інтактний, але зондування пришийкової ділянки може бути болючим, перкусія безболісна.

Профілактичні заходи обмежуються ремінералізуючою терапією та змінами у дієті (підвищити вміст продуктів, що містять кальцій. Наприклад: сир чеддер, риба, молочні продукти).

Пульпіт - запалення пульпи.

Пульпа - це сполучна тканина, яка складається з судин та нервів.

Етіологія.

Пульпіт - запальний процес у пульпі зуба внаслідок дії на неї різних

подразників.

Найбільш частою причиною пульпіту є мікроорганізми та продукти їх життєдіяльності, які потрапляють у порожнину зуба( місце в зубі, де розташована пульпа) із каріозної порожнини через дентинні канальці.

Інфікування пульпи можливе також ретроградним шляхом через глибоку парадонтальну кишеню, із гайморової пазухи при її запаленні, остеомієліті, або при періодонтиті поряд стоячого зуба. Можливе проникнення інфекції кровеносними та лімфатичними судинами при гострих інфекційних захворюваннях.

Другим етіологічним фактором за частотою є травма. Травма може бути гострою і хронічною, а також механічною, термічною та хімічною.

Пульпіти можуть бути гострими, хронічними та загострення хронічних форм. Скарги при гострих та загостренні хронічних форм дуже схожі:

- самовиникаючий біль,

- тривалий біль від холодного, та іноді можливий біль від гарячого (ознака гнійного пульпіту),

- біль в нічний час.

Причина загострення хронічних пульпітів – закриття місця з’єднання каріозної порожнини з порожниною зубу.

Загострення хронічного пульпіту відрізняється від гострого лише анамнезом хвороби: при гострому зуб болить вперше, а при загостренні хронічного – зуб болів і раніше.

Хронічні форми пульпітів пацієнтів не турбують. Скарги при хронічних формах пульпіту різноманітні, але біль не сильний:

- тривалий біль від холодного (особливо від холодного повітря);

- розпираючий біль від гарячого;

- на розростання слизової («дикого м’яса»)із зубу, на кровоточивість із зубу під час чистки зубів.

Об’єктивно: можна виявити каріозну порожнину, або пломбу, реакція на холодне болісна тривалий час, зондування болісне особливо в місці, де близько пульпа, перкусія безболісна.

Профілактика пульпітів – раннє виявлення та лікування карієсу.