И его взаимосвязи с другими компонентами
Предметом курса ОБЖ является изучение состояний окружающего мира, в том числе техногенного, раскрытие закономерностей и законов его развития с точки зрения обеспечения безопасности человека и сообществ, результатов их деятельности, направленных на повышение собственного благосостояния, и определение принципов, методов, форм и технологий защиты человека от окружающих его опасностей, а также подготовки человека к безопасному участию в организации и осуществлении своей повседневной жизнедеятельности.
В качестве примера на рис. 5 приведена схема формирования курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и БЖ).
Рис. 5. Принципиальная схема формирования предмета БЖ (ОБЖ)
в информационном пространстве системы «Человек – природа (среда)»
[по Т.Назаровой и Т. Шаповаленко]
Специалисты выделили 5 групп опасностей:
· природные;
· технические;
· антропогенные (от человеческой деятельности);
· экологические;
· социальные.
По признаку непосредственного воздействия на организм человека опасности делятся на 4 группы:к физическимопасностям относятся
-электрический ток; - электромагнитные излучения
- механические воздействия; - шум;
- вибрация;
- многие другие, оказывающие сложное отрицательное воздействие на человека.
Химическиеопасности, оказывающие токсическое, сенсабилизирующее, канцерогенное и другие воздействия, представлены различными химическими веществами.
Биологическиеопасности, объединяющие микро- и макро-организмы, могут быть причиной разных заболеваний и травм.
Психофизиологическиеопасности, представляющие собой особую группу опасностей, вызывают нервное перенапряжение организма в целом и отдельных анализаторов.
Главный признак, который относится ко всем опасностям – это то, что любая опасность может причинить ущерб здоровью человеку или привести к его гибели.