И его взаимосвязи с другими компонентами

Предметом курса ОБЖ является изучение состояний окружающего мира, в том числе техногенного, раскрытие закономерностей и законов его развития с точки зрения обеспечения безопасности человека и сообществ, результатов их деятельности, направленных на повышение собственного благосостояния, и определение принципов, методов, форм и технологий защиты человека от окружающих его опасностей, а также подготовки человека к безопасному участию в организации и осуществлении своей повседневной жизнедеятельности.

В качестве примера на рис. 5 приведена схема формирования курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и БЖ).

 

Рис. 5. Принципиальная схема формирования предмета БЖ (ОБЖ)

в информационном пространстве системы «Человек – природа (среда)»

[по Т.Назаровой и Т. Шаповаленко]

 

 

Специалисты выделили 5 групп опасностей:

 

· природные;

 

· технические;

 

· антропогенные (от человеческой деятельности);

 

· экологические;

 

· социальные.

 

По признаку непосредственного воздействия на организм человека опасности делятся на 4 группы:к физическимопасностям относятся

 

-электрический ток; - электромагнитные излучения

- механические воздействия; - шум;

- вибрация;

- многие другие, оказывающие сложное отрицательное воздействие на человека.

Химическиеопасности, оказывающие токсическое, сенсабилизирующее, канцерогенное и другие воздействия, представлены различными химическими веществами.

 

Биологическиеопасности, объединяющие микро- и макро-организмы, могут быть причиной разных заболеваний и травм.

 

Психофизиологическиеопасности, представляющие собой особую группу опасностей, вызывают нервное перенапряжение организма в целом и отдельных анализаторов.

 

Главный признак, который относится ко всем опасностям – это то, что любая опасность может причинить ущерб здоровью человеку или привести к его гибели.