Понятие парламента

Правовые основы парламентаризма в РБ

Национальное собрание РБ. Его конституционно-правовой статус

НПА, составляющее нормативную основу деятельности органов власти являются совокупностью НПА составляющих правовую основу парламентаризма в РБ.

К таким НПА следует отнести: конституцию, закон о национальном собрании, ИК РБ, регламенты, а также смежные НПА, косвенно конкретизирующие взаимодействие национального собрания с иными органами государственной власти, как закон о президенте, закон о Совете Министерства, кодекс о судоустройстве, закон о местном управлении и самоуправлении, закон о НПА и другие.

Исторической родиной возникновения института парламентаризма принято считать Англию. Сам термин парламент происходит от франц. – parler – говорить. Как правило в государствах с населением выше 10 млн. человек образуются двухпалатные парламенты. Порядок формирования и соотношения числа депутатов между парламентами может отличаться. Нижняя палата всегда больше. Например, в Бельгии 212 членов палаты на 178, в Ирландии 144 на 50. Оптимальное соотношение 2 к 1 или 5 к 3. Введение в практику однопалатного парламента обновление путем ротации. При общем сроке полномочий 4-6 лет. Парламент является законодательным и представительным органом, как правило, двух палатные парламенты позволяют повысить уровень разработки законопроектов, сэкономить средства из бюджета. В различных государствах понятие может отличаться. Чаще всего используется термин законодательный, высший, народного представительства. Само название данного органа обусловлено национально-правовой лексикой и отражает специфику процессов в государстве. Вместе с тем реализация парламентом своей главной функции не должна приводить к тому, что этот орган будет обладать высоким уровнем властных полномочий и как следствие исполнению парламентом принимаемых законов. В РБ согласно конституции ст.90 парламент именуется как Национальное собрание. Поскольку президент наделен статусом представительного органа, т.е. избирается путем всеобщих равных выборов, т.е. они не могут быть одновременно двумя высшими представительными органами. Как Национальное Собрание, так и президент наделен законодательными функциями. Поэтому в государстве не может быть 2 высших законодательных органов. Закрепление в ст. 90 парламента как законодательно-представительного органа не исключает право парламента делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам.