Избирательный процесс

Прямой конституционной обязанностью всех государственных органов, должностных лиц является назначение и проведение выборов в предусмотренные конституцией сроки. Конституция РБ, избирает кодекс, закрепляет основные принципы проведения выборов. Конкретизирует конституцию положений об организации выборов, подведение итогов урегулирование избирательным кодексом. Основные функции по проведению избирательной компании возложены на избирательную комиссию это закреплено в избирательном кодексе. Ст 25. Уточняет полномочия избирательной комиссий по выборам конкретных органо. (подготовка и проведение выборов президента, депутатской палаты представителей и т. д. обеспечивает ЦИК, при этом указ что для выборов каждого создается специальная избирательная комиссия. Выборы депутатов парламента организовывает депутатский ЦИК. Выборы президента организации ЦИК, области минская городская, районные городские, районные в городах и участковые комиссии. Законодатель в избирательном кодексе определяет порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, ответственность, полномочия. Особое место отведено ЦИК в соответствии со ст. 26, 33 ЦИК осуществляет контроль за проведение выборов, координирует деятельность избирательной комиссии, распределяет денежные средства, регистрирует избранных депутатов.

Окружные избирательные комиссии образуются в округа за 75 дней до проведения выборов. Всего 110 окружных комиссий.

Участковые образы не позднее 45 дней до проведения выборов, образуются роенными исполкомами, участками для голосования могут быть образованы за приделами РБ.

Состав комиссий выдвигает представителей политических партий, коллективов граждан и т.д., но в состав не могут входить депутаты и их доверенные лица. Первые лица председатель, заместитель избираются на первом заседании комиссии. Решения комиссии являются обязательными, для организации, на территории которых они расположены. Члены избирательного комитета не принимают участия в агитации.

Списки избирателей. Списки составляется по каждому участку туда включаются все граждане достигшие избирательного возраста и имеющие избирательное право. Список включается все граждане РБ достигшие ко дню или в день выборов 18 лет проживающих на территории данного избирательного участка и имеющих право голосовать. Списки граждан особых категорий находящихся в особых частях и других аналогичных категорий составляется на основе данных предоставленных командиров в\ч если семьи военнослужащих проживают не на территории в\ч они голосуют на общих основаниях по месту жительства. Списки граждан которые находятся в домах отдыха составляются на основе данных которые составлены заведующим отделений. Списки граждан находящихся за пределами РБ имеющих право участвовать в выборах предоставляется дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. В списках фамилии указ в алфавитом порядке ( в удобном для проведения выборов ст.19) граждане имеет право ознакомиться со списки и проверить правильность составления и т.д. Списки предоставляются за 15 дней до проведения выборов. На участках для голосования в в\ч , стационарах за 2 дня до выборов

Граждане зарегистрированные по месту жительства после составления списка или граждане по какой-либо причине не включенные в списки могут быть включены на основании их обращения после предоставления документов удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства. Заявление о неправильности в списках рассматривается участковой комиссией не позднее чем в двухдневный срок, если вы обратились в день выборов оно должно быть рассмотрено немедленно, если оно отклонено заявителю должно быть предоставлено мотивированное, письменное отклонение. Исправление на основании решения вышестоящей комиссии или суда производятся участковой комиссией незамедлительно. Если проводится 2-й тур, то списки уточняются снова.

Регистрация кандидатов.Ст. 68 гласит, что регистрация в депутаты осуществляется соответствующей окружной или соответствующей территориальной комиссией. Сроки для кандидатов разные. Так для кандидатов в президенты регистрация за 35 и заканчивается 25 дней. Кандидаты в депутаты за 40 дней и оканчивается за 30 дней. Исключения кандидат заболел и в этом случае необходимо мотивированное решение ЦИК, и срок может быть продлен, но не более чем на 5 дней. Избирательный кодекс четко устанавливает пакет документов предоставленных для регистрации (согласие баллотироваться и протокол комиссии, о том, что есть необходимое количество голосов, а так же декларация о доходах). Решение принимается соответствующей избирательной комиссией. Если какие-либо сведения считаются не достоверными, то может быть отказано в регистрации. Подписные листы традиционно проверяется 15% от общего числа, и если обнаружится недостоверность, может быть отказано в регистрации. К регистрации в кандидаты может быть допущено любое количество лиц. Кандидаты в президенты обжалуют его в Верховном суде в трехдневный срок. Депутаты местных советов могут обжаловать в трехдневный срок в вышестоящую комиссию, а затем в суде. Кандидаты после их регистрации получают кандидатское удостоверение, посещать государственные органы, общественные учреждения. После регистрации кандидат освобождается от своих обязанностей с сохранением зарплаты за средства, выделенные для выборов. Доверенные лица не могут входить в состав избирательной комиссии.

Предвыборная агитация.Кандидаты в депутаты с момента их регистрации имеют равное право выступать в СМИ, проводить свои встречи в удобной для избирателей форме. Местные органы исполнительной власти обязаны создать условия для встреч кандидатов со своими избирателями с момента регистрации политической партии трудовые коллективы, которые выдвигают своих кандидатов, имеют право на фото, видео материалы при этом на всякого рода агитационные материалы выдел средства из бюджета кратного средней зарплате. Распространение анонимных агитационных печатных материалов запрещено. Предвыборная агитация это комплекс пропагандистских мероприятий направленных на избрании того или иного кандидата. В частности не допускается пропаганда войны, насильственного изменения конституции, не допускается призывы к нарушению территориальной целостности, оскорбление и клевета, также запрещается агитация и пропаганда социального, расового, национального, языкового превосходства. Законодатель не допускается когда доверенные лица, кандидаты, лица агитирующие за них или против ни раздаются денежные и материальные ценности, бесплатно предоставляют услуги. Сюда не входят агитационные печатные материалы. Избиратели могут свободно обсуждать их программы, деловые, политические качества, выступать на собраниях на митингах. За 10 дней до выборов запрещается публиковать опросы общественного мнения, нельзя проводить агитацию в день выборов.

Порядок голосования. Не позднее, чем за 10 дней до выборов участковая избирательная комиссия оповещает своих избирателей о месте и времени проведения голосования. В день выборов голосование проходит с 8 до 20 часов. В в\ч допускается раннее прекращение голосования, если все избиратели проголосовали. Голосование проходит в специально организованных помещениях для тайного голосования. Урны или ящики устанавливаются следующим образом: они должны стоять после кабины для тайного голосования. В день выборов комиссия до начала голосования проверяет и опечатывает урну. Каждый избиратель подходя на участок должен предоставить документ удостоверяющий личность, зарегистрироваться и пройти в кабинку, где он должен проголосовать лично. При голосовании избиратель должен поставить корректный знак в месте справа с фамилией кандидата либо в графе «против всех» кандидатов. Избиратель заполняя бюллетень должен использовать ручку одного цвета, не допускается делать какие-либо дополнительные пометки. Если избиратель допустил ошибку, то он вправе обратиться в избирательную комиссию и попросить новый. В протоколе, где сделана запись о испорченном бюллетене ставится подпись председателя участковой избирательной комиссии. Если избиратель лично не может проголосовать, он обращается к комиссии и использовать другое лицо. Избиратель, который не может явиться к месту проведения голосования, поставив в известность комиссию, голосует по месту жительства или другому местонахождению. Досрочное голосование: избиратель не имеющий возможность проголосовать в день выборов вправе не ранее чем за пять дней до выборов может заполнить в помещении для голосования организовывается участковой избирательной комиссии. В этом случае не требуется предоставления официального подтверждения о невозможности прийти на избирательный участок. Голосование досрочно осуществляется в определенных временных рамках с 10-14 и с 16-19 часов. Кроме даты голосования формируется дата досрочного голосования. При получении бюллетеня ставится не только подпись, но и дата голосования.

Наблюдатели. Как правило, наблюдателями могут быть представители общественной организации, труд коллективов, учебные заведений, доверенные лица кандидатов в депутаты и другие. В избирательную комиссию делается запрос о возможности участия в качестве наблюдателя, какой-то категории лиц. Например, прилагается список с конкретным указанием лиц. Наблюдатели получают удостоверение дающее право на совершение определенных действий при выборах или отзыве депутата, члена совета республики имеют право быть наблюдателями, доверенные лица и т.д. Правовой статус наблюдателя позволяет ему участвовать на заседаниях комиссии, опломбировании ящиков для голосования, присутствовать может при досрочном голосовании, а также по месту проведения голосования, наблюдает за выдачей бюллетеней. Имеет право обращаться к членам или председателю избирательной комиссии по организационным вопросам, имеет право получать информацию о подсчете голосов, имеет право ознакомиться с протоколами подсчета голосов. Ему должно быть предоставлено право сделать копию о результатах голосования.

Наблюдатель не вправе заниматься агитацией, оказывать кандидатам помощь, чинить препятствие при подсчете, вести опрос граждан. Не могут чинить препятствие членам избирательной комиссии, не может находиться рядом: с урной, с кабинкой, со столом в момент голосования. Такие наблюдатели аккредитуются ЦИК. Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, с доверенными лицами, проводить конференции, обращаться в СМИ. Иностранные наблюдатели не имеют право использовать свой статус наблюдателя для осуществления деятельности не связанное с их статусом.

Подсчет голосов.После окончания голосования избирательная комиссия прекращает свою работу. Перед вскрытием подсчитываются все бюллетени, по которым лица не проголосовали, они протоколируются, складываются в отдельный пакет и опечатывается. После урна вскрывается и бюллетени сортируются. Бюллетени, по которым проголосовали за кандидата, против всех, и недействительные бюллетени.

Когда отобраны действительные бюллетени, производится подсчет. Если будет установлено, что членами избирательной комиссии был сделан подлог либо заведомо ложный подсчет или иные противоправные действия, то они подлежат ответственности. Окружная избирательная комиссия может признать выборы не действительными, если при подсчете голосов были допущены нарушения, повлиявшие на итоги выборов. Выборы признаются несостоявшимися, если в выборах на участок для голосования пришло менее половины избирателей включенных в списки. Когда выборы не состоялись, они должны провестись повторно.

2-й тур для голосования в РБ на основе действия мажоритарной системы не в каждом округе определяется победитель сразу же в первом туре. Второй тур проводиться по двум кандидатам получившим большинство. Сообщение о 2-ом туре обнародуется в СМИ на следующий день после назначения 2-го тура. 2-й тур проводится на основании ИК, выборы состоятся, если в выборах приняло участие более половины включенных в списки. В случае если один из кандидатов снял свою кандидатуру второй тур проводиться по одному кандидату. Ст 80-83,90 ИК.

Финансирование выборов.В соответствии с конституцией ст. 70 расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет средств государственного бюджета. В случаях предусмотренных ИК на подготовку и проведение выборов могут быть привлечены средства организаций, граждан, предприятий. Может быть сформирован внебюджетный фонд, куда перечисляются средства по их волеизъявлению. Расходы по проведению повторных выборов проводятся за счет местных бюджетов. Порядок использования и распределения средств из республиканского бюджета установлен ЦИКом. Средства из бюджета и внебюджетного фонда распределяется поровну, и расходуются по их требованию. О размере средств выделенных на предвыборную агитацию информация размещена в СМИ не позднее 3-х дней после окончания регистрации. ЦИК информирует палату представителей о расходе средств из бюджета. Совмин устанавливает порядок, в соответствии с которым предоставляется необходимые для проведения выборов помещения, оборудованные транспортные средства. Государственные СМИ, а также где учредителем выступ государственный орган обязаны бесплатно обнародовать материалы предоставленные комиссиями и программы кандидатов. Политические партии, организации, граждане не имеют право оказывать материальную помощь при подготовке и проведения выборов кроме внесения во внебюджетный фонд. ИК оговаривает пределы участия иностранных граждан в выборах.