Влияние европейской войны на буржуазную эволюцию.
Проблемы развития различных стран и пути их решения.
Влияние европейской войны на буржуазную эволюцию.
План.
Тема 9. Основные тенденции мирового развития в XIX в.
Наполеоновские войны.
Конец XVIII – начало XIX в. занимают особое место в европейском и мировом развитии. Это был своеобразный период, в рамках которого произошло ускорение в процессе перехода от феодализма к капитализму. Старые формы организации жизни многим правителям Европы представлялись незаменимыми. Монархические силы в России, Австрии, Германии, Испании, в других странах, в самой Франции, где победила революция, стремились к реставрации прежнего положения вещей. Началось длительное противоборство старого и нового, старых традиций и новых амбиций. В 1792-1809 гг. от наполеоновской Франции потерпели поражение пять европейских коалиций.
Успехи Наполеона опирались на высокую подготовку, дисциплину и боевой дух французских солдат. Сам Наполеон был выдающимся полководцем и теоретиком военного дела. Под его руководством раскрылись военные таланты Л.Н. Даву, И. Мюрата, М. Нея, И.Ж. Сульта, Ж.Э. Макдональда, Л.А. Бертье, Моро, Ж.Б. Бернадота и других французских маршалов и генералов. Войны способствовали быстрому обогащению французской буржуазии и военно-политической верхушки наполеоновского общества. Французское господство, реквизиции и открытый грабеж вызвали национально-освободительное движение против захватчиков, которое самый большой размах приобрело в Испании и Германии. К 1812 году наполеоновская империя включала в себя Францию, северную Германию, северную и северо-западную Италию, Корсику, северо-западные Балканы. Зависимыми территориями были Испания, Германия, Италия, Польша. Союзниками Наполеона являлись Дания, Норвегия, Австрия. Не входили в этот конгломерат государств Россия, Англия и некоторые другие государства.
Наполеон I ввел строгую централизацию административного аппарата, создал разветвленную полицейскую систему (во главе с Ж. Фуше). В 1801 г. были восстановлены права католической церкви, утраченные ею в период революции. Наполеоновский Гражданский кодекс (1804) узаконил права собственности, приобретенные французскими крестьянами и другими группами населения во время революции, стал примером для подобных законодательных актов в других странах. На завоеванных землях вводилась единая система сбора налогов, распространялись французские законы и гражданские институты, что нередко встречало поддержку местного населения. После поражения Франции и восстановления самостоятельности ранее покоренных стран часть наполеоновских изменений была сохранена. Если многие из установлений Петра Великого дожили до 1917 года, то немало нововведений Наполеона Бонапарта до сих пор сохраняются в различных сферах жизни современной Франции.
Формирование европейских наций.
В XIX в. в различных регионах мира происходил процесс формирования наций в современном понимании этого термина.
Первыми современными нациями считаются латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны. Бурно формировалась американская нация. Впервые понятие нации в политическом значении этого слова появилось в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны». Можно утверждать, что национализм возник в Новое время.
В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 гг.), итальянский национализм (1830-е годы). В 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века - в страны Азии и Африки. Идеология национализма обосновывает необходимость обособления и вычленения отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. При этом нации стремятся создать национальное государство, без чего дальнейшее развитие нации становится проблематичным.
Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
Английская революция создала необходимые условия для мощного развития английского общества, англо-саксонской цивилизации. В XVII–XIX вв. Англия становится лидером мирового развития, страной, постоянно вносившей огромный вклад во все сферы человеческого бытия.
В 1705 г. в Англии была построена паровая машина для подъема воды. В 1712 г. англичанин Ньюкомен построил «Дэдли Кэстл» –– первый работоспособный паровой насос. В XVIII в. в Англии развернулась первая в мире промышленная революция, в результате которой на смену мануфактурному производству пришло промышленное, фабричное производство.
Английская индустриализация осуществлялась при весьма благоприятных, созревших предпосылках. В результате огораживаний и разорения ремесленников появился значительный слой наемных работников, готовых дешево продавать свою рабочую силу. В стране имелись крупные капиталы, постоянно пополнявшиеся за счет грабежа колоний. Огромную роль играли изобретения, преобразовавшие производство.
В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Ловкий делец Аркрайт, использовавший чужое изобретение, построил прядильную фабрику, в которой водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К концу века в Англии появилось 150 таких фабрик. Тканей требовалось все больше. Были изобретены механическая прялка (1765, Дж. Харгривс), прядильная «мюль-машина» (1779, С. Кромптон), механический ткацкий станок (1785, Э. Картрайт). В 1776 г. Джемс Уайт строит первую коммерческую паровую машину, что устранило зависимость фабрик от энергии падающей воды и обеспечило быстрый рост фабричных городов. К концу XVIII в. было построено уже 5 тыс. паровых машин, использование которых означало великую энергетическую революцию.
Увеличение числа машин вызвало повышение спроса на металл. Железную руду завозили из Швеции и России. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования железа, что улучшило качество металла и снизило его себестоимость. В 1803 г. англичанин Р. Тревитик построил первый паровоз, а в 1825 г. была открыта первая железная дорога Стоктон – Дарлингтон. Триумфом английских достижений за два века стало проведение первой всемирной выставки в 1851 г.
В политической жизни Англии на протяжении полутораста лет после казни короля (январь 1649 года) господствовали богатые промышленники, землевладельцы, верхи управленческого и офицерского корпусов. Власть короля была предельно ограничена, в стране впервые в мировой истории сформировались две настоящие политические партии – виги и тори. Они и вели борьбу за места в парламенте и право формировать правительство.
Англичане упорно боролись за всеобщее избирательное право для мужчин, ежегодно избираемый парламент, тайную подачу голосов и т.д. , Чартистское движение имело огромный размах. В 1872 г. было введено тайное голосование при выборах в палату общин. Постепенные реформы привели к возникновению либеральной политической системы с конкуренцией политических партий, сильными профсоюзами и ведущей ролю парламента.
Индустриализация в Англии вела к росту крупных городов как центров промышленности. В стране разворачивались процессы урбанизации, увеличения числа горожан в составе населения. Многие внутренние проблемы правящие круги стали решать за счет перераспределения колониальных доходов в интересах большего числа людей.
Англия находилась в авангарде социально-экономического прогресса. Похожие изменения в экономических, социальных и политических отношениях происходили во многих странах. Модернизация представляла собой глобальный процесс, в который втягивались государства и регионы.
Секуляризация сознания и развитие науки.
В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.
В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 гг. К середине XVII в. на этот путь встали Франция и Англия. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам.
Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.
В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.
Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.
В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.
В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
В конце XVIII века в европейской и американской культуре значительное распространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершенствованию личности, к личной и гражданской независимости. Для романтического мировосприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шелли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.
Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632–1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора. Высшей целью всякого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, которую наравне с равенством и частной собственностью он рассматривал как естественные права человека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685–1753) и агностика, сторонника непознаваемости природы, Давида Юма (1711–1776).
В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигл» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в некоторых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.