Развитие русской культуры в XVI-XVII вв.

На культуру XVI в. исключительное влияние оказали процессы централизации, укрепление самодержавия и православная вера.

Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую книгу «Апостол» (1564 г.). Представления о русской государственности и ее происхождении, о связи ее с мировыми державами прошлого красной нитью проходят через всю появившуюся литературу («Сказание о князьях Владимирских», «Послание о Мономаховом венце», Хронограф и др.). Вопросы о самодержавной власти и ее пределах были последовательно разработаны в публицистических произведениях («Беседа Валаамских старцев, челобитные Ивана Пересветова). Высокий накал политических страстей отражала переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного, где вопрос о власти получил с разных позиций свое законченное обоснование. Две враждующие стороны сходились во мнении, что государство должно быть крепким, а царская власть - сильной. Преодоление раздробленности и образование мощного государства создали почву для распространения в русском обществе идеи «Москва – Третий Рим». Во всей полноте выдвигалась идея о Москве как хранительницы православной веры, ставилась проблема ответственности Руси за дальнейшее существование мира.

Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. С критикой официальной церкви выступили Максим Грек, Федор Карпов, Матвей Башкин, Артемий, Феодосий Косой, братья Борисовы. Каждый из них имел и отстаивал свои взгляды в рамках истинной христианской веры, в которых чувствовался отзвук европейской Реформации. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции.

В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений.

На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле, выстроенный итальянцем Фиораванти (1479). Шедевр итальянца стал образцом для русских мастеров. Архангельский собор, кремлевские стены и башни тоже строили итальянцы. Кремль до сих пор является самым узнаваемым символом России в современном мире.

В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561). Зодчие Постник и Барма возвели его в честь взятия Казани. Это уникальное творение тесно связано с русским народным зодчеством, но оно не получило широкого распространения из-за позиции церкви.

Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывало творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией.

Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека, определяло его поведение в быту и обществе. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Ренессанс до Московии дошёл очень поздно.

В XVII в. наметилась тенденция к обмирщению русской культуры. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Усилилось западное влияние, которое проникало в систему образования из украинских и польских земель. В 40-х гг. видным государственным деятелем Ф.М. Ртищевым была организована школа при московском Андреевском монастыре. В 1665 г. открывается школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре. В 1680 г. появляется школа при Печатном дворе. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения. В 1687 г. в Москве было создано Славяно-греко-латинское училище (позднее переименованное в академию), в котором изучались греческий язык и латынь, а также светские дисциплины. Возглавили академию греки, братья И. и С. Лихуды.

Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек. Особенно актуальны произведения, в которых осмысливаются события Смутного времени (сочинения князя И.А. Хворостинина и князя И.М. Катырева-Ростовского, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и др.). Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум).

Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий («Повесть о Горе-Злосчастии, «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников (повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»и др.).

Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии (русские географические открытия), экономике (торговля), военному делу. В XVII в. старейший русский учебник по арифметике был переработан. Славянские цифры уступили место арабским.

Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали). Сохраняется и традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Наиболее знаменитой деревянной постройкой является царский дворец в Коломенском (1667-68 ).

Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре (нарышкинское или московское барокко), в литературе (стихи С. Полоцкого). Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.