Власть и народ в России XVII века.

Особенности сословно-представительной монархии в России.

Процесс оформления сословий в России отличался европейских западных государств. Во многом это было связано с иной ролью городов. Города на Руси формировались как политико-административные центры определенных территорий. В Северо-Восточной Руси городское население сильно зависело от князя. Колонизация края носила княжеский характер. Вечевые порядки были слабыми. Бороться за «хартию вольностей» было некому. Русский город XVI в. – это придаток феодальной системы.

Медленно, решениями сверху оформлялись первое (дворянство) и второе (духовенство) сословия. Земское представительное собрание не носило постоянного характера, не имело четко обозначенных функциональных обязанностей, не обеспечивало прав и интересов отдельных социальных групп. Оно выросло из потребностей реформирования, а не в результате длительной борьбы сословий за свои права и привилегии, как это было на Западе.

Земские соборы сыграли большую роль в начале правления Михаила Романова, но затем Романовы от них избавились.

Самодержавие в Московском государстве.

В годы Смуты и в правление первого Романова появился шанс прервать традицию самодержавного характера царской власти и увеличить роль коллективных начал в жизни общества. Однако эта историческая возможность не была использована. Причины крылись в особенностях социального строя России, где процесс формирования сословных групп был далек от завершения.

Сознание российского человека не предполагало существование личности вообще: государь «волен» в каждом. Люди как бы являлись царской собственностью. Все вокруг принадлежало царю целиком и полностью. Просвещенность и грамотность населения были чрезвычайно редким явлением. Присутствие в народных представлениях идеи о прямой принадлежности и зависимости от государственной, царской власти способствовало укреплению самодержавных начал.

Уложение 1649 г. впервые определило статус власти царя как верховного главы государства. Власть и личность царя отождествлялись с государством. Уложение устанавливало смертную казнь за посягательство на жизнь и здоровье государя, причем понятие государственной измены трактовалось очень широко. За преступления против царя, его семьи, против государства предусматривались наказания от битья кнутом и заключения в тюрьму вплоть до пыток и смертной казни.

Смута поколебала народные представления о власти, но разрушить их не смогла. Бог и царь остались в прежней системе ценностей, которая способствовала укреплению византийской традиции в русском сознании.

Ведущее значение в государственном управлении сохранила приказная система управления. Новый статус получили приказные люди, составившие высший служилый слой – государственную бюрократию. Ее численность постоянно увеличивалась. Бюрократия вновь учрежденного Тайного приказа (1654) стала орудием, при помощи которого государь сосредоточил в своих руках полный контроль над деятельностью госаппарата снизу доверху.

Алексей Михайлович (1645-1676) продвигал государство по пути к абсолютной монархии, при этом тщательно оберегая самодержавную традицию власти. Народные движения - Соляной (1648), Чумной (1654 г.), Медный (1662 г.), восстание под руководством Степана Разина (1667-1671) – пытались сохранить за народом право влиять на ситуацию в стране. И были жестоко подавлены.

Церковь и государство.

Религиозная регламентация всех сфер жизни общества и мощные экономические позиции церкви вызывали разногласия между церковной и светской властью. Церковный собор 1654 г. уполномочил патриарха Никона проводить «исправления» по древним славянским и греческим спискам. В Европе произошла Реформация, дробление католической церкви. В Московском царстве произошёл раскол. Основы православия оставались неприкосновенными. Новизна заключалась в ещё большем подчинении религиозной жизни государству. Поэтому сторонники старины яростно боролись против любых нововведений. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы. Наиболее активные раскольники во главе с протопопом Аввакумом были сожжены.

Народный протест принял разные формы (восстания, сожжения в скитах, уклонение от повинностей), вовлек представителей от всех слоев населения, показав глубину общественного противостояния светским и церковным властям, государству.