Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока.

Экспансия Запада.

В начале второго тысячелетия европейские народы имели одну цивилизацию, одну веру (они были христианами) и подчинялись папе. Значительные и довольно богатые территории были заняты мусульманами.

В Европе происходил постепенный подъем производительных сил. Развивались и богатели города как цен­тры ремесла и торговли. Завершался процесс феодализации. В XI в. стал ощущаться рост численно­сти населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были ря­довые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и гото­вые ввязаться в лю­бую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие тор­говцы, молодые иска­тели приключений из всех сословий. В 1095–1097 годах Европа пере­жила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли.

В этих условиях в 1095 году прозвучал призыв папы римского Урбана II освободить «гроб господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа и находившиеся в Иерусалиме, на Ближнем Востоке. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», - откровенно объяснял при­чину первого крестового по­хода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую до­бычу. Эти войны получили название крестовых походов, так как участники нашивали на свою одежду красный крест.

Со­стоя­лось восемь крупных крестовых походов. Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. После крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право.

Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток – прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами. В конце ХII в. – начале ХIII вв. последовательно были созданы Тевтонский орден, орден Меченосцев, Ливонский орден специально для покорения Прибалтики, русского Северо-Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов у западных соседей.

Александр Невский.

За 1228-1462 гг. северо-восточная Русь вынесла 90 внутренних усо­биц и до 160 внешних войн, не считая довольно частых эпидемий, неуро­жаев и постоянных пожаров.

В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Алек­сан­дру Ярославичу Невскому (1220–1263) пришлось делать поистине исто­риче­ский вы­бор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бо­роться против мон­голо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчи­ниться Орде и рас­счи­тывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог – Орда переменится».

15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на р. Неве. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска[2].

Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в тяжелейший исторический момент. С одной стороны, победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. С другой стороны, Александр Невский, который четырежды ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой.

Александр Невский после смерти был причислен к лику святых и стал одним из бесспорных героев отечественной истории[3].

Русь и Литва.

Экспансия западной католической Европы не закончилась сражениями на Неве и Чудском озере. Руководство католической церкви продолжало политику агрессивного продвижения католицизма в восточном направлении, используя для этого изменение геополитической ситуации и предпочитая действовать чужими руками.

В XIII веке начало меняться политическое положение западных и юго-западных русских земель, которые вошли в состав Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское было создано в 40-50-е годы XIII в. при князе Миндовге путем объединения разнообразных литовских племен. Постепенно на протяжении XIII-XV вв. происходила литовская экспансия на юг и юго-восток. В состав Великого княжества Литовского вошли земли Черной Руси (Принеманье), Полоцкая, Турово-Пинская, Волынская, Витебская, Киевская, Переяславская, Подольская, Смоленская, Чернигово-Северская земли и др. В результате такого территориального состава население Великого княжества Литовского на три четверти было русским и православным. Таким образом, в результате объединения Литвы и Западной Руси фактически сложилось балто-славянское государство. В период своего расцвета княжество занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья.

В целом расширение Великого княжества Литовского и Русского проходило относительно мирно. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Литовцы и русские многому научились друг у друга и совместно боролись с врагами с запада и востока.

Литва как второй центр объединения русских земель.

В этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (1315-1341). За период правления великого князя Гедимина территория Великого княжества Литовского значительно распространилась на юг и восток. При Гедимине в составе княжества оказались Смоленская, Киевская земли, почти вся территория современной Белоруссии.

Ситуация значительно изменилась после подписания Кревской унии (1385), когда произошло государственное объединение Польши и Литвы. Значительно усилилось влияние католической церкви, началось ограничение в правах православного населения западных и юго-западных русских земель. Польско-литовское государство стремилось не объединить, а поглотить русские княжества.