Русские земли в XI-XII вв.

Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центро­стремительные, централизаторские тенденции.

Во второй половине XI - в XII в. произошел распад Руси на от­дель­ные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раз­дроб­ленности. Ее причинами были:

1. Принцип наследования великокняжеского стола - «по старшинству» (к старшему в роду). Политические амбиции князей вели к постоянным усобицам, к дроблению территории и власти по уделам между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей.

2. Экономический рост в отдельных землях подкреплял политические амбиции.

Раздробленность, разобщен­но­сть была во многих странах Европы и Азии. Но последствия были разными. Япония, ослабленная феодальными распрями, избе­жала втор­же­ния монгольских за­воевате­лей в XIII в. только благодаря своему ост­ров­ному по­ложе­нию. К тому же ками­кадзе («священный ветер») разметал флот, на кото­ром пере­возили свою ар­мию в Японию север­ные завоеватели. Китай, Индия, Арабский халифат подверг­лись раз­грому, были под­чинены. На Западную Европу, где, например, быстро распалась империя Каролингов, у ко­чевников не хватило сил, так как они были потрачены на преды­дущие экспедиции, в частности, на покорение русских зе­мель в 1237-1243 годах.

В советской историографии было принято считать, что феодальная раздроблен­ность имела некоторые положительные стороны. Так, быстро развивались производи­тельные силы в различных землях. Если в IX–X вв. на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в XII в. – 119 городов. В каждой земле развивались свои иконописные школы, строились каменные храмы с целью посрамить соседей.

Междоусобицы продолжались. Влади­миру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь не­надолго удалось восстановить былое единство. Во второй поло­вине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно дейст­вовали очень редко. По мнению современных исследователей, Русь пре­вратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою зе­мель.

Отрицательные последствия раздробленности были очевидны.

Во-первых, под одними и теми же ико­нами рус­ские люди, в языковом, культурном и этническом отношении близкие друг другу, уби­вали друг друга и имущество друг друга во имя политических амбиций Рюриковичей.

Во-вторых, Древнерусское государство находилось в весьма уязви­мом гео­полити­ческом положении – между кочевым, нена­сытным и безжало­стным Востоком и оседлым, но агрессивным и не менее безжалост­ным Западом. Для русских земель отсутствие единства было смертельно опасно. Установление принципа «каждый да владеет своей отчиной» на съезде рус­ских князей в городе Лю­бече недалеко от Чернигова в 1097 г. фиксиро­вало факт распада единого государства на наследствен­ные владения князей из Дома Рюрико­вичей. Тем самым был подписан приговор древне­рус­скому государ­ству. Но ци­вилиза­ции, соз­данной русским народом, предстояла более слож­ная судьба.

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Яро­слава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, ока­занную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактиче­ски Новгород был феодально-оли­гархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяц­кого. Но нов­городская демократия, как и любая другая, была относительной. Реальная власть была в руках боярско-купеческой верхушки. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152).

Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Влади­миро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» да­вали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие. Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюб­ский овладевали Кие­вом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Бого­любский (1157-1174) пы­тался управлять самодержавно, прекратил раз­дачу земель родст­венникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул вла­димирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.

Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависи­мость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, га­лицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значе­ние «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер.

Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).

На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество (на тер­ритории современной Белоруссии).

Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие государственные деятели и духовные вожди народа.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Ев­ропы. Границы русского государ­ства, ха­рактер взаи­моотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международ­ных договоров. Об­ширные меж­дународные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волын­ское, По­лоцкое, Рязанское и другие княжества. Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Разнообразные договорные от­ноше­ния, род­ст­венные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, осо­бенно с полов­цами. Преимущественно торговыми были отношения с Волжской Булгарией.

На этапе складывания Древнерусского государства (862-980) Рюри­ковичи расширяли сферу своего влияния, подчиняли себе все новые вос­точнославянские (земли кривичей, древлян, северян, радимичей, дулебов, тиверцев и хорватов) и неславянские (весь, меря, мещера) племена. Древняя Русь включала в себя большую часть Восточно-Европейской равнины. Олег заключил с Византией в 911 г. первый для Руси международный равноправный договор. Выдающийся полководец Святослав (?-965-972) освободил вятичей от хазар, подчинил их Руси, а Хазарский каганат разгромил в 965 г. Святослав основал Тмутаракань у Керченского пролива и Преславец близ устья Дуная.

Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир II успешно защищали территорию своего государства, укрепили признание его границ системой договоров. Владимир I окончательно покорил вятичей, радимичей, ятвагов, присоединил земли в Галиции (Червень, Перемышль и др.). На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть ко­чевников перешла на службу к русским князьям. По имеющимся расчетам, с 800 по 1237 г. вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В следующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год. Русские правители недооценили опасность с востока. Русские полки, даже объединившись с половцами, потерпели ка­тастрофическое по­ражение на реке Калке (приток Дона) в 1223 г. от крупных передовых сил монголо-татар, которых возглавлял полководец Чингисхана. Из этого пора­жения не было сделано ника­ких выводов и монгольское нашествие 1237/38 гг. застало русские земли врасплох.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с большинст­вом европейских государств. Большой размах приобрели родственные связи с правящими домами европейских государств. Правители княжеств в борьбе со своими родственниками по «Дому Рюриковичей» все чаще обращались за помощью к иностранным го­сударствам (Польше, Венгрии, Швеции и т. д.). Это часто сопровождалось ус­туп­ками территорий, льготами для иностранных купцов и т. д. Но в 1054 году произошел раскол христианства. Со временем оформились католицизм и православие. Раскол сохраняется уже почти тысячу лет. Византия и Русь сблизились на основе приверженности православию.

Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства. Само слово «католический» с греческого языка можно перевести как «всеобщий, универсальный, всемирный». Христос адресовал свое учение всем людям. Его распространением занимались апостолы и миссионеры.

За первые три века существования христианами стали от 5 до 20% всего населения Римской империи на всей ее территории. В Галлии обращал в христианство святой Мартин (IV в.), в Шотландии святой Колумбан (вторая половина VI в.), в Англии Августин Римский в конце VI в. В III-V вв. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен. Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение членов племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляция язычников и страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым.

В 988 г. Древняя Русь приняла христианство. Владимир I отказался от язычества и сделал свой выбор из нескольких религий. Крещение Руси затянулось на столетия. Христианство победило более развитой догматикой, красивой службой, церковной организацией. Перенесение небесной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя.

Культурные влияния Востока и Запада.

Восточнославянские племена еще до принятия христианства обла­дали развитой культурой.

Значительным было культурное влияние Византии, особенно после принятия христианства. С православием на Руси появилось каменное храмовое зодчество. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении поя­вилось церковное песнопение. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня.

В XI-XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская и др. летописи); переводные книги; ориги­нальная древнерусская литература, в основном жития и поуче­ния («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). В летописях появились книжные миниатюры. Получила рас­пространение письменность («кириллица»), что получило отражение в над­писях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились пер­вые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри.

Церковь играла важную социальную роль. Она опекала нищих, убогих, больных. С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность от­цов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усили­лась зависимость женщины от мужчины. При оформлении свода русского зако­нодательства – Русской Правды (первая половина XI в.) – широко ис­поль­зовались не только обычное право и княжеские решения (преце­денты), но и византийское каноническое право и нормы международных договоров. Церковь имела особый статус и юрисдикцию.

Христианская мораль в своих идеальных устремлениях оказывала определенное умиротворяющее воздействие на жизнь русского общества. Под влиянием христианской этики формировались нормы поведения, понятия добра и зла.