Учение о красноречии» М. В. Ломоносова

Глава первой русской филологической школы, М.В.Ломоносов прославил русское языкознание XVIII в. и как автор «Российской грамматики», и как создатель новой стилистической теории, определившей направление нормализации русского литературного языка. Не случайно Н.М.Карамзин в «Пантеоне российских авторов» назвал Ломоносова «отцом российского красноречия». Эта сторона деятельности ученого находится в тесной и прямой связи с его взглядами на стилистическую природу русского слова и понимания особенностей становления национального литературного языка, развивавшегося в России в условиях двуязычия.

Одним из главных достижений Ломоносова в области риторики является то, что он классифицирует и разграничивает стили литературного языка в прямой зависимости от стилистической характеристики слов, выражений, грамматических форм, чем определяет нормы стилей.

Вопросы стилистики и красноречия занимали воображение ученого еще со студенческих лет. Первая краткая риторика написана М.В. Ломоносовым, когда ему было 32 года (1743). Ее полное название «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».

Известно, что научная деятельность молодого ученого принималась в штыки академической средой того времени. Чтобы миновать представление русской рукописи в Академическое собрание, Ломоносов посвятил свою первую риторику наследнику престола великому князю Петру. Первый вариант русской риторики был отвергнут. Акцент делался не на русское, а на латинское красноречие.

Но Ломоносов свою вторую риторику написал также по-русски– простым, доходчивым, образным языком. Первое издание увидело свет в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии» (написана между 1744 и янв. 1747).

Новаторство риторики заключалось в ее общедоступном руководстве по красноречию, написанном на русском языке, что отличало ее ото всех доломоносовских риторик, написанных в основном на латинском или церковнославянском языках.

Тот факт, что риторикой занялся ученый, а не клерикальное лицо, говорит о соответствующих разногласиях и недовольстве духовенства Ломоносовым; у ученого появилось множество противников.

По взглядам Ломоносова, учение о красноречии состоит из трех крупных разделов. Его составляют прежде всего риторика как общее учение о красноречии, относящееся и к прозе, и к поэзии. Второй обширный раздел– Оратория, представляющий собой собрание наставлений к сочинению речей в прозе. Третий раздел – это учение о стихотворстве, или гоэтика, в котором должно быть показано, как сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и стихотворения.

Из этого плана Ломоносовым была осуществлена только первая часть. Вторая и третья книги риторики, если и были написаны, до нас не дошли.

Хотя систему взглядов на красноречие Ломоносов изложил в двух риториках – краткой и пространной, при анализе целесообразнее опираться на пространную риторику 1748 г. вторая риторика более содержательна, развернута, чем первая.

Опираясь на опыт, накопленный в истории науки, Ломоносов, критически обозревая сделанное, стремился оставить то лучшее, что было до нег написано, и вместе с тем отбрасывая все, что не соответствовало его замыслу и представлениям о нуждах нормализации русского языка. Известно, что Ломоносов хотя и не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культуры, тем не менее в своих эстетических и научных идеях стремился к утверждению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре.

В пространной риторике выделены три основные части:

1) об изобретении,

2) об украшении,

3) о расположении.

Эти разделы традиционны. Из прежних риторик сохранены и некоторые другие классификационные схемы. Таковы главы об изобретении простых идей и доводов; о возбуждении, утолении и изображении страстей; о тропах речений, о расположении по силлогизму и т. д.

Книга по риторике была новаторской во многих отношениях. До этой работы русские грамматисты не занимались ни теорией предложения, ни проблемой деления речи на периоды, ни вопросами стилистической композиции и компоновки текста или устного выступления. Впервые эти вопросы стали объектом изучения и привлекли пристальное внимание ученого именно в процессе работы над риторикой.

В статье о Ломоносове академик А.Д. Оршин так определил сущность новых идей в «Риторике»: «Главное в ломоносовской «Риторике» – это учение об образе как выражении идеи или чувства в живом, конкретном представлении, это учение об образной поэтической речи, которая в той или иной мере присуща всем произведениям, как художественным, так и нехудожественным».

Ломоносов не только систематизировал приемы и средства ораторской речи. Он дал острые социально-речевые характеристики разных жанров современных ему публичных выступлений. С этой точки зрения интересны описания стилистической композиции самых разных жанров словесного творчества, в частности жанра «разговоров» и диалогов, весьма распространенных в то время в европейской нравоучительной литературе.

В основе таких суждений о жанре «разговоров» лежат наблюдения за живой речью собеседника: «повседневное обхождение почти беспрестанно» показывает примеры такого речевого общения. Знание правильных нормативных образцов, как считал Ломоносов, может вести не только к «украшению стиля, но и поправлению нравов». Позиция осознанной, активной нормализации была самой характерной чертой взглядов ученого: «ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить».

В своих дальнейших филологических трудах Ломоносов не отступил от этих взглядов, а лишь углубил и усилил их.

Учение о красноречии Ломоносова было огромным шагом вперед в развитии науки о языке. Оно открывало новые перспективы в нескольких направлениях. Именно на страницах «Риторики» поднимались те кардинальные проблемы, к которым впоследствии обращались современники Ломоносова, его преемники и последователи, а также и его противники. Это прежде всего проблема о взаимоотношениях русского и славянского языка; проблема трихотомии стилей, установления закономерностей употребления и, наконец, проблема языкового мастерства писателя или оратора.

В «Риторике» были высказаны основные мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности Ломоносова.

В.В.Виноградов писал об этом: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами».

Современники ценили «Риторику» Ломоносова и как руководство для молодых писателей, и как самый лучший учебник по русскому красноречию.

«Риторика» Ломоносова связана с особенно острым периодом русской истории, когда шло формирование русской национальной культуры. Общественная мысль просветителей конца 18 века питалась идеями своих предшественников.

Языковые идеалы своего времени Ломоносов выразил в наиболее совершенном и законченном виде, оказав тем самым огромное влияние на развитие русской литературы и русского языка.

Обратимся к работе Ломоносова и на конкретных примерах проследим реализацию принципов риторики в его творчестве.

В 1740-х гг. Ломоносов работает над теоретическим трудом по русской словесности – «Кратким руководством к Риторике», одновременно серьезно занимаясь историческими изысканиями: изучает летописи, степенные книги, хронографы, жития святых, разрядные и родословные книги. Учебник риторики Ломоносова будет напечатан в 1794 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные и религиозно-философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. В своем руководстве Ломоносов советует: для того, чтобы стать совершенным ритором, необходимо всем «знаниям и наукам, а особливо истории и нравоучительной философии» обучиться. Он подразделяет ораторскую речь на три рода: указательный, советовательный и судебный.

Риторика разделяется в руководстве на 4 части: «О изобретении», «О украшении», «О расположении», «О произношении». Вот как Л. обосновывает построение своей книги: «Риторика есть учение о красноречии вообще… в сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит…».

В первой части «О изобретении (украшении)» говорится о том, что изобретение есть собрание разных идей, а идеал, в свою очередь, подразделяется на простую или сложную. И материя, ритору предложенная, это всегда сложная идея и называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, автор называет терминами. Далее ритор должен убедить в справедливости своей темы. Для этого необходимо:

1) чтобы слово было ясно;

2) чтобы тема была основательно доказана;

3) чтобы в слушателях или читателях страсть возбудилась…

4) необходимо привести соответствующие доводы.

Кроме этого рекомендуется использовать и так называемые «витиеватые речи», многообразные виды поэтического олицетворения, «когда части, свойства или действия вещам придаются от иных, которые суть другого рода…».

Например:

В златые дни со львом бессильный агнец спал,

И голубь с ястребом безбедно в лес летал.

Также следует использовать и замысловатые речи, например:

Мне полдень с утром вдруг вступает,

Весна цветы и плод являет

В дражайшей всех душе твоей.

Здесь предыдущее время с последующим соединяется.

Во второй части «О украшении» говорится об основных способах украшения речи:

- Аллегория – соединение метафор (смертная коса цвет юности подсекла);

- Парафразис – изображение одного или немногих слов через многие (разоритель Карфагена, вместо Сципиона);

- Гипербола – преувеличение (бег скорейший вихря; звезд касающийся Атлас);

- Ирония – усмешка (о волк! Овец изрядный пастор).

Также Ломоносов рекомендует использовать умножение и перемену слов: скажите мне, леса, скажите…

В третьей части «О расположении» автор подразделяет расположение на изображение простых и сложных идей.

Простые распределяются по их важности и низкости, по времени, по произношению. При этом заботятся о яснозвучии речи.

При изображении сложных идей характер речи зависит от места и времени, от характера и свойств, от своего лица, от самой темы, от похвалы автора, от призывания в помощь бога или святых его.

В истолковании темы соблюдается:

1) краткость речей;

2) ясность;

3) вероятность (свидетельства, служащие этому).

Следует опасаться: не смешать обстоятельства, не отступить от слова к другой посторонней материи, чтобы речи не были чрезмерно закручены, чтобы не представить, что слушателям невероятно смешно и подло показаться могло, чтобы истолкование не было низко и просто, дабы слушателям скучно не оказалось.

О штиле: должен быть важен, великолепен, силен. А панегирик же есть слово похвальное высокия особы, места или действия достохвального.

Вступление должно быть цветно и приятно, как драгоценными камнями украшено. Штиль в панегирике, а особливо в заключении должен быт важен и великолепен и притом уклонен и приятен. Слов подлых и невежливых следует избегать. Ярким примером такого штиля может послужить «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския 1746 года».

Вступление: