Автоматизированные рабочие места
Автоматизированное рабочее место (АРМ) создается с целью повышения производительности и улучшения условий труда работников железнодорожного транспорта (диспетчеров различных служб, операторов, технологов, конструкторов, экономистов и др.). АРМ обеспечивается средствами вычислительной техники, оргтехники и связи и представляет собой звено АСУЖТ.
Необходимость в АРМ возникает в тех случаях, когда работнику приходится выполнять монотонные рутинные операции. На железнодорожном транспорте имеется ряд технологических процессов, в которых участие человека определяет качество управления (например, различные операции по оформлению документов на перевозку грузов и пассажиров и др.).
В работе оперативно-диспетчерского персонала АРМ обеспечивает эффективное управление технологическими процессами движения поездов на участке и переработку вагонопотоков на сортировочных и грузовых станциях и др. Эти функции реализуются на АРМ дежурного по станции, депо, поездного, маневрового и локомотивного диспетчера и т.д.
Для решения оперативных задач управления на АРМ широко используется микропроцессорная техника, позволяющая работать в режиме диалога оператора с ЭВМ. Внедряется также комплексная система АРМ (КС АРМ), представляющая собой АРМ, объединенные локальной вычислительной сетью, что существенно расширяет возможности и число реализуемых функции, уменьшает затраты на разработку информации, повышает достоверность исходных данных и оперативность.
- Тарифы и цены на услуги железнодорожного транспорта. Основные экономические показатели работы железных дорог. (а также см. вопрос 16)
Тариф - это оплата транспортных услуг. Железнодорожными тарифами называют платы и сборы, которые взыскивают за перевозки, а также правила их исчисления.
Тариф должен обеспечивать возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли.
Т =C+П
(C - издержки транспорта, то есть себестоимость перевозок; П - величина прибыли.
При определении тарифов пользуются расчетной средней величиной себестоимости и средним уровнем рентабельности.
Т=С ()
- рентабельность %, обычно задается 35 % (отношение прибыли к себестоимости).
Таксировка – процесс определения провозных плат, платежей и сборов, подлежащих взысканию с отправителя и получателя груза. (На железнодорожном транспорте таксировка производится при помощи Тарифного руководства, в автоматизированном режиме – АРМ ТВК)
Тарифы
Пассажирские | Грузовые |
Являются частью системы розничных цен, | Являются частью системы оптовых цен. Их |
так как оплачиваются в основном за счет | величина связана с уровнем цен на другие |
личных средств пассажиров | виды продукции (не транспортной) и влияет |
на формирование конечных цен этой про- | |
дукции, увеличивая их. |
Грузовые тарифы
Грузовые тарифы принято классифицировать:
1. По виду:
Общие - основные на каждом виде транспорта для основной номенклатуры перевозимых грузов.
Исключительные - применяются для определенных грузов и условий перевозки.
Могут быть повышенные (запретительные) и пониженные (поощрительные).
Специальные - для специфических услуг.
Дифференциальные - зависящие от вида операций.
Местные, региональные, государственные - действуют в пределах определенной территории.
Отраслевые - для определенной отрасли.
Льготные - для определенного круга организаций, лиц. Повременные - за отработанное время.
Договорные - обычно устанавливаются на услуги, не поименованные в общих тарифах.
2. По роду отправок (предусмотренных на различных видах транспорта): повагонные; судовые; автомобильные; контейнерные; мелкие и т.д.
3. По виду сообщения (в зависимости от классификации, принятой на конкретном
виде транспорта): международное; местное; каботажное и т.д.
4. По скорости движения ( в соответствии с классификацией, принятой на конкретном виде транспорта): высокоскоростное; скорое; экспрессное и т.п.
5. По типу подвижного состава:
на грузы, перевозимые в универсальном подвижном составе; на грузы, перевозимые в специализированном подвижном составе.
Пассажирские тарифы
В нашей стране, как и во многих странах мира, пассажирские перевозки, особенно городские и пригородные являются убыточными.
Частично убыточность этих перевозок обусловлена действием социальных льгот (в начале 90-х годов насчитывалось до 15 категорий населения, имеющих бесплатный проезд). Часть убытков покрывается из государственных и местных бюджетов, часть за счет повышения грузовых тарифов.