Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП)

Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), неотъемлемой частью которой является АСУ сортировочной станции (АСУСС), автоматизированная система управления эксплуатацией локомотивов (АСУлок) и др., предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. На первом этапе функционирования системы обеспечивает контроль дислокации и повагонный состав поездов, локомотивов грузового движения и специального подвижного состава (рефрижераторов, крупнотоннажных контейнеров, недействующих локомотивов). По мере развития системы информационная модель дополняется данными о грузовой работе и вагонных парках. Вагонная информационная модель сети дорог создается в рамках общего банка данных АСОУП и представляет собой специальный файл, отражающий информацию о каждом вагоне и имеющий ключ доступа - инвентарный номер вагона. На основании информации о вагоне АСОУП контролирует парки вагонов и выдает в оперативном режиме данные о наличии вагонов, осуществляет по номерное слежение за цистернами, другими категориями грузов; прогнозирует подход вагонов под погрузку и др.

Система оперативного управления включает сеть дорожных вычислительных центров (ИВЦ), соединенных между собой и главным вычислительным центром ИПС (ГВЦ), где располагается автоматизированный диспетчерский центр управления перевозками на железных дорогах.

Внедрение АСОУП на сети железных дорог обеспечило возможность передачи в ГВЦ требуемой информации о ходе перевозочного процесса и создания автоматизированного диспетчерского центра управления (АДЦУ) перевозочным процессом на всей сети железных дорог. Диспетчерский центр оснащен средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса (мнемосхема железных дорог, информационное табло), а также автоматизированными рабочими местами (АРИ) диспетчеров. В операционном зале АДЦУ размещаются главный и локомотивный диспетчеры, диспетчер - вагонораспорядитель. сменные диспетчеры железнодорожных направлений. К ней подключены АРМ руководящих работников. Внедрения АСОУП и других АСУ позволяет повысить качество и эффективность работы железных дорог за счет оптимизации процессов» своевременной и высококачественной разработки и реализации оперативных планов. При этом улучшается использование технических средств и пропускной способности железных дорог, ускоряется оборот подвижного состава и доставка грузов, уменьшаются расхода на перевозки.