Религиозно-философское учение буддизма.

Буддизм –древнеиндийское религиозно-философское учение, возникшее в VI в. до н.э. В первом веке нашей эры учение разделилось на два направления: хинаяну (или тхераваду) и махаяну. В хинаяне сформировались школы вайбхашика и саутрантика. В махаяне – школы йогачара и мадхъямика.

Главным вопросом в философии буддизма является формирование правильной жизни человека. Четыре благородные истины Будды утверждают, что жизнь человека – это страдание, причиной страданий являются желания, необходимо освободиться от страданий, путь освобождения от страданий – нирвана. Восьмиричный путь, который ведет к освобождению, состоит из правильных мыслей, правильных поступков, правильных дел и означает обретение Иного состояния – нирваны, трактуемой как состояние невозмутимости, спокойствия и созерцательности (атараксии) при жизни и слияния с мировым разумом – Буддой – после смерти. Достижение нирваны означает прекращение перерождений кармы. На пути к освобождению необходимо избегать крайностей и быть терпимым. Нравственный идеал состоит в непричинении вреда окружающему. Технологиями перехода человека в Иное состояние считаются духовные практики медитации и йоги. Трактовка бога в буддизме отличается от христианской и мусульманской. Будда – это мировой разум, который может выступать трансцендентным Абсолютом, быть предметом поклонения и веры, но может выступать и в качестве имманентной сущности, внутренне присущей самому человеку и всем объектам космоса. В медитативных практиках осуществляется психическая концентрация на состояниях-образах таких, как «Будда – это я», «Я – гора», «Я – букашка». Медитация – это особая технология познания, это переживание целостности бытия, синкретичности с бытием. Целью является прекращение сансары, непрерывных перерождений личности и достижение физического ощущения нового тела, новой реальности. Человек стремится раскрыть в себе целостность материального и духовного, Иное космическое буддийское сознание и через трансформацию человеческого сознания изменить свои способности, возможности к гармонизации человека с миром. Карма – это сумма всех поступков человека, которые определяют дальнейший ход перерождений, их целью является завершение всех перерождений и освобождение от телесных форм. Карма выражает космический нравственный порядок и воздаяние за совершённые поступки.

 

Степанянц М. Т. Восточные философии. Учебник для вузов.– М.: Академический проект, 2011.

Предлагаемая читателю книга, реализующая принцип поликультурности в философском образовании, не имеет аналога в отечественной литературе. Учебник-антология знакомит с многообразием подходов китайской, индийской и мусульманской традиций к ключевым мировоззренческим проблемам.

http://iph.ras.ru/books.htm

 

Выступление выдающегося общественно-политического деятеля Индии, философа и просветителя доктора Карана Сингха «Веданта сегодня», 25 июня 2010 г.

Аудиозапись выступления http://iph.ras.ru/video.htm