Основные машины и механизмы для производства путевых работ. Современные диагностические средства для оценки состояния пути.

Основная задача путевого хозяйства - содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечить безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

Руководство путевым хозяйством в ОАО «РЖД» осуществляет Департамент пути и сооружений, а на дорогах - служба пути. Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений, путевые машинные станции, путевые дорожные мастерские, рельсосварочные поезда, шпалопропиточные заводы, щебеночные заводы и др.

К основным видам путевых работ относятся: текущее содержание пути и ремонты - подъемочный, средний и капитальный, а также сплошная смена рельсов новыми или старогодными и капитальный ремонт переездов. Кроме основных работ на станциях выполняются еще и ремонтные работы по смене стрелочных переводов, переводных брусьев, постановке стрелочных переводов на щебень, защита пути от снега, песчаных заносов и паводков.

При выполнении работ широко используются средства механизации: щебнеочистительные устройства, уплотняющие машины, выправочно-подбивочно-отделочные машины, снегоочистители и др.

Все работы по ремонту и содержанию пути, сооружений и устройств путевого хозяйства должны выполняться в соответствии с ПТЭ, инструкциями по сигнализации, по движению поездов и маневровой работе, по обеспечению безопасности движения поездов при производств путовых работ и др., а также проектами и технологическими процессами, Правилами техники безопасности и производственной санитарии, Правилами безопасности работы на электрифицированных линиях.

При этом важным является своевременная установка и содержание в исправном состоянии сигнальных и путевых знаков. Путевые знаки служат для обозначения протяженности пути, элементов плана и профиля пути, границ участков, отдельных сооружений и др. Они позволяют машинистам и линейным работникам ориентироваться при движении поездов, текущем содержании и ремонтах пути.

К путевым знакам относят километровые и пикетные знаки, показывающие границы километров и пикетов; знаки начала и конца кривых; уклоноуказательные знаки, показывающие величину и протяженность уклонов; на поймах рек - знаки высоты при сильных ветрах и наивысшего подъема горизонта воды; знак скрытых сооружений земляного полотна; знак границы полосы отвода.

К сигнальным знакам относят знаки, требующие от машиниста определенных действий (уменьшения скорости, подачи свистка и др).

Путевые знаки устанавливают с правой стороны по счету километров, а сигнальные - с правой стороны по направлению движения поездов.

Для ограждения места производства работ, требующих остановки поезда, а также во всех случаях обнаружения внезапного препятствия на головку рельса укладывают петарды.

Путевой упор, поворотный брус, сбрасывающие башмаки и стрелки (которые устанавливаются для предупреждения выхода подвижного состава с ограждаемых путей) относятся к путевым ограждениям.