Виды транспорта, их краткая технико-экономическая характеристика, сферы применения. Роль железных дорог в транспортной системе страны.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются различными, тесно связанными и взаимодействующими видами транспорта, которые образуют транспортную систему страны

В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделяют на:

Транспортная Система
Транспорт общего Пользования Транспорт необщего пользования  
(магистральный транспорт) выполняет перевозку грузов и пассажиров независимо от их принадлежности к отрасли и региону Транспорт населенных пунктов Ведомственный транспорт - выполняющий перевозки для своего ведомства
    Железнодорожный; Морской; Речной (внутренний водный); Автомобильный; Воздушный; Трубопроводный; Линии электропередач   Общественный Индивидуальный Транспорт отраслей материального производства Транспорт организаций сферы обслуживания и управления    
промышленности строительства сельского хозяйства
             

 

Магистральный транспорт обеспечивает экономические связи между производителями и потребителями продукции, а также пассажирские перевозки.

Ведомственный транспорт, обслуживающий промышленные предприятия называется промышленным транспортом, а его часть, непосредственно связывающая транспорт общего пользования с промышленными предприятиями называется подъездными путями. Протяженность железнодорожных подъездных путей России составляет свыше 120 тыс.км. Из всего количества грузов, перевозимых магистральным транспортом 95% зарождается и более 80% погашается на подъездных путях предприятий.

Внутрипроизводственный промышленный транспорт, обеспечивает в основном технологические нужды данного производства (шахт, заводов и т.д.): выполняет перевозку грузов в пределах предприятия, доставку сырья, топлива, материалов с магистральной дороги и вывоз готовой продукции и порожняка в обратном направлении.

К промышленному транспорту относятся: железные дороги нормальной и узкой колеи, автомобильный, канатный, конвейерный, воздушный, водный транспорт и т.п.

Распределение перевозок между указанными видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе, технико-экономической эффективности каждого вида транспорта. При этом учитывается себестоимость перевозок, капитальные вложения, качество самой транспортировки (скорость доставки, регулярность сообщений, удобство, сохранность грузов и др.) . Учитывается провозная способность (количество груза, которое можно перевезти за год тем или иным видом транспорта), производительность труда, расход металла, топлива и другие факторы.

В условиях рыночной экономики на первый план выходит проблема повышения доходов, прибыли, финансового благополучия каждого вида транспорта. Это требует постоянного поиска новых привлекательных услуг для грузовладельцев и пассажиров, дополнительных работ, сопровождающих процесс перевозки. Основным источником увеличения прибыли является внедрение прогрессивных технологий и эффективных способов обслуживания транспортной клиентуры.

Рассмотрим основные элементы единой транспортной системы.

Железнодорожный транспорт